Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы

Информация о педагогике » Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией и ОНР III уровня » Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы

Страница 1

Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательные память и внимание. У данной категории детей с дизартрическим компонентом нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. Затрудняется межличностное взаимодействие детей, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Н.А. Бернштейн определял координацию движений как «Особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное, организованное, циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами».

В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И.П.Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.

Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого, приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.

Таким образом, нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. (Г.Р. Шашкина). Следовательно, развивающая и коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на совершенствование приемов по развитию моторной сферы и ее влиянию на речевой процесс.

По результатам констатирующего эксперимента было определено, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня и с псевдобульбарной дизартрии:

· недоразвитие общей и мелкой моторики;

· несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;

· присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов;

· недоразвитие мимических мышц;

· нарушение просодических компонентов речи:

o диафрагмального и речевого дыхания;

o силы и высоты голоса;

o темпа и ритма речи;

· недоразвитие фонематического слуха и восприятия;

· недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.

Коррекционная работа, проводимая для достижения этой цели состоит в следующем:

а) Развитие неречевых функций детей, поскольку из результатов обследования известно, что у всех детей нарушена общая, мелкая, артикуляционная моторика. В связи с этим необходимо проведение коррекционной работы с целью их развития. Данные упражнения были выбраны для содержания коррекционной работы потому, что эти упражнения способствуют формированию и развитию разных моторных сфер, включающих в себя динамическую и статическую организацию движений, развитию общей моторики (статической и динамической организации движений тела), начинающуюся с нормализации мышечного тонуса, снятия мышечного напряжения (при спастической дизартрии тонус повышен); поскольку из результатов обследования известно, что она нарушена у всех детей. Совершенствование всех видов движений, а также развитие двигательной памяти и переключаемости движений, кроме этого, необходимо уделять внимание формированию темпа движений.

Речевые подвижные игры с импровизацией движений, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. Подробное описание упражнений представлены в приложении №2

. Например: игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела и лица). Цель: Развитие координации движений.

– отшагай скороговорку (на каждый шаг – слово).

Цель: Развитие ритмической и выразительной речи.

– считалки под мяч (на каждый удар мяча – слово)

Цель: Развитие ритмической координации движений и речи.

Для развития мимической выразительности использовали упражнения, направленные на снятие напряжения в речедвигательном аппарате:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...

Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на развитие ребенка
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотруд ...

Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников
Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единоду ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru