Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией и ОНР III уровня

Информация о педагогике » Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией и ОНР III уровня

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская и др.). Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.

В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б.Н. Алмазов, Н.М. Трубникова, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба, R. Merton, Т. Parsons и др.).

Для дошкольников с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни. Их непридуманные затруднения в осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми еще более осложняются этими невольными безрадостными «открытиями». В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных состояний.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л.А. Данилова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Н.С. Симонова, И.А. Смирнова, Г.В. Чиркина и др.).

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования моторных функций у детей с расстройствами речи, недостаточно разработаны.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Объект исследования.

Моторные и речевые функции у детей с дизартрией

Предмет исследования.

Формирование моторных функций как основы развития речи у детей с дизартрией.

Цель исследования.

Изучив специальную литературу по проблеме исследования и состояние речевых и неречевых функций у детей, разработать комплекс упражнений по развитию моторных функций и речи у детей с дизартрией.

Задачи исследования:

1. Провести научный анализ теоретической и методической литературы, связанной с изучением особенностей развития моторных функций и речи у дошкольников с дизартрией.

2. Изучить особенности речевого развития и моторных функций у дошкольников с дизартрией и ОНР III уровня, уточнить их взаимосвязь на основе констатирующего эксперимента.

3. Теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленных на развитие моторных функций в структуре преодоления общего недоразвития речи в соответствии с программой обучения в специализированном детском саду.

4. Экспериментально апробировать эффективность разработанного комплекса упражнений в учебном процессе специализированного детского сада.

Методы исследования

определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; наблюдение за деятельностью детей в различных условиях.

Организация и этапы исследования.

Базой исследования явился ДОУ №85 Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Экспериментом было охвачено 10 детей в старшей группе детского сада с дизартрией и ОНР III уровня.

Исследование проводилось в течение двух месяцев в три этапа.

На первом этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования, и основных понятий в рамках темы; разрабатывались методики констатирующего эксперимента. Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработку, уточнение и апробацию программы экспериментального фронтального обучения. На третьем этапе проводилось фронтальное и индивидуальное обучение детей с дизартрией, посещающих специализированный детский сад, обобщались и анализировались полученные данные.

Педагогические заметки:

Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...

Особенности использования метода проекта для формирования речевых умений школьников
Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понят ...

Использование современных педагогических технологий по формированию и развитию творческого студенческого коллектива
Творческая деятельность – важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности. Среди видов искусства, оказывающ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru