Исследование причин утомляемости современных младших школьников

Информация о педагогике » Утомляемость и эмоциональный интеллект младших школьников » Исследование причин утомляемости современных младших школьников

Страница 1

школьник эмоциональный интеллект утомляемость

В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, экономику; усложняются учебники и программы. Плохая экология, патологии беременности, сам ритм современной жизни, при котором ребенок не получает того, что ему необходимо для полноценного развития, как физического, так и психического.

Общее состояние проблемы утомления за истекшие годы не претерпело кардинальных изменений. Во многом она все еще остается именно проблемой, а дискуссионность некоторых вопросов даже обострилась. Сам процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъектном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и качества работы или вынужден отказаться от ее продолжения.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Во-первых, оно несет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе. Во-вторых, повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В нашем исследовании для изучения утомляемости младших школьников во время учебных занятий была использована методика – тест Бурдона. Для получения дополнительных данных мы изучили медицинские карты детей данной группы. Результаты позволили распределить младших школьников в несколько групп: практически не утомляющихся (слабая утомляемость) наблюдается у 14,4% испытуемых, средняя степень утомления обнаружена у 42,8% детей и быстро утомляющихся (сильная утомляемость) также у 42,8%. Результаты нашего исследования подтверждают данные, полученные М.Н. Пылаевой.

По данным М.Н. Пылаевой (1998) встречающиеся трудности в обучении детей связаны со следующими причинами:

1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоемкой функции).

2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.

3. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности.

4-е и 5-е места делят трудности переработки слуховой (слухо-речевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.

Из этого перечня мы видим, что наиболее часто встречаются проблемы с "энергетикой", повышенная утомляемость, истощаемость детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания.

Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы. Зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финансирование. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, т.е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья младших школьников. Это происходит в первую очередь из-за наличия низкого уровня осведомленности родителей и учителей в вопросах валеологии, а иной раз и из-за лени, равнодушия, формального отношения к своим обязанностям. Иллюстрацией низкого уровня подготовленности учителей по вопросам охраны здоровья школьников служат результаты анкетного опроса дипломированных педагогов при поступлении на курсы повышения квалификации по валеологии: из них: "отлично" не получил никто; "хорошо" – 30%; "удовлетворительно" – 40%; "не удовлетворительно" – 30%.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение
В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учите ля и учеников. Понимание этого взаимодействия опирает­ся на дидактические теории о сущности обучения, поэто­му термин "виды обу ...

Проблемы специального образования
В ряде ПМПК не используются современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик, не дающих адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лиш ...

Результаты опытно-экспериментальной работы по организации творческой деятельности учащихся
В Профессиональном училище № 79 осуществляется подготовка специалистов на уровне начального профессионального образования - по специальности «Оператор ЭВМ» на базе 9 классов средней школы. Освоение информационных технологий является составной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru