школьник эмоциональный интеллект утомляемость
В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, экономику; усложняются учебники и программы. Плохая экология, патологии беременности, сам ритм современной жизни, при котором ребенок не получает того, что ему необходимо для полноценного развития, как физического, так и психического.
Общее состояние проблемы утомления за истекшие годы не претерпело кардинальных изменений. Во многом она все еще остается именно проблемой, а дискуссионность некоторых вопросов даже обострилась. Сам процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъектном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и качества работы или вынужден отказаться от ее продолжения.
Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Во-первых, оно несет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе. Во-вторых, повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.
В нашем исследовании для изучения утомляемости младших школьников во время учебных занятий была использована методика – тест Бурдона. Для получения дополнительных данных мы изучили медицинские карты детей данной группы. Результаты позволили распределить младших школьников в несколько групп: практически не утомляющихся (слабая утомляемость) наблюдается у 14,4% испытуемых, средняя степень утомления обнаружена у 42,8% детей и быстро утомляющихся (сильная утомляемость) также у 42,8%. Результаты нашего исследования подтверждают данные, полученные М.Н. Пылаевой.
По данным М.Н. Пылаевой (1998) встречающиеся трудности в обучении детей связаны со следующими причинами:
1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоемкой функции).
2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.
3. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности.
4-е и 5-е места делят трудности переработки слуховой (слухо-речевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.
Из этого перечня мы видим, что наиболее часто встречаются проблемы с "энергетикой", повышенная утомляемость, истощаемость детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания.
Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы. Зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финансирование. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, т.е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья младших школьников. Это происходит в первую очередь из-за наличия низкого уровня осведомленности родителей и учителей в вопросах валеологии, а иной раз и из-за лени, равнодушия, формального отношения к своим обязанностям. Иллюстрацией низкого уровня подготовленности учителей по вопросам охраны здоровья школьников служат результаты анкетного опроса дипломированных педагогов при поступлении на курсы повышения квалификации по валеологии: из них: "отлично" не получил никто; "хорошо" – 30%; "удовлетворительно" – 40%; "не удовлетворительно" – 30%.
Педагогические заметки:
Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...
Пути взаимодействия и взаимоподдержки воспитательных систем в становлении и
развитии личности учащегося
Значительно расширяет представление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семей следует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процесс воспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителей на дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспут ...
Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных
и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...