Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующий ВЫВОД: у всех обследуемых детей выявлены нарушения звукопроизношения. Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был вычислен общий балл, который составил 2 б. (у Жансаи И.) 2,6 б., т.е. все обследуемые дошкольники находятся на одном уровне развития звукопроизношения. Не нарушено звукопроизношение гласных звуков (средний балл равен 3 б.), самые большие нарушения выявлены в группе сонорных звуков (здесь средний балл составил 1,7 б).
У 70% детей выявлены нарушения свистящих звуков, шипящих звуков и соноров; нарушения произношения группы йотированных звуков наблюдаются у 40% обследуемых детей.
Обследование слоговой структуры слова выявили нарушения у всех детей, причем, эти нарушения в виде перестановок слогов в трехсложных словах с последним закрытым слогом, носят не постоянный характер. Так, Вика М. при первом произнесении слова «кровать», сказала «каловать». А при повторном произнесении этого же слова через некоторое время, сказала верно. Сережа Л , так же как и Вика М., сначала сказал «котета» вместо «конфета», но при повторении слова позже, произнес его правильно. Также были выявлены нарушения у всех дошкольников при произнесении трехсложных слов со стечением согласных. Например, в словах «памятник», «винтовка», «тракторист», все дети затруднились произнести слог со стечением согласных. В слове «термометр» шесть из десяти детей добавляли лишний элемент, в результате получая слово «термометар». Других нарушений слоговой структуры слова у обследуемых дошкольников не обнаружено.
Обследование состояния функций фонематического слуха показало наличие нарушений абсолютно у всех дошкольников. Много ошибок дети допускали при различении фонем, близких по способу и месту образования. В задании на отбор картинок с нужным звуком, дети допускали ошибки. Так, при отборе картинок со звуком «с», Женя С выбрал следующее: кошка, самолет, картошка, шапка, стакан, решетка. Так же дети затруднялись при определении необходимого звука на слух. При выполнении задания на опознание фонем по слуху в ряду других звуков, слогов и слов, дети периодически пропускали нужные звуки, и не хлопали в ладоши, как это было задано условиями упражнения. Полученные данные представлены в таблице 7.
Оценка результатов:
3 балла – выполнение правильное, самостоятельное, без ошибок
2 балла – выполнение задания неуверенное, с ошибками
1 балл – задание не выполняет
Таблица 7. Оценка состояния функций фонематического слуха
Ф.и. ребенка |
опознание фонем |
различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам |
повторение за мной слогового ряда |
выделение исследуемого звука |
называние картинок и определение отличий в названиях |
определение места исследуемого звука в словах |
Средний балл |
София Ч. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Миша М |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,1 |
Жансая И. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,5 |
Иван К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Женя С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Света Ч. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
Дима К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Сережа Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Егор Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Вика М. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,5 |
Средний балл |
2,4 |
2 |
2,5 |
2,4 |
2 |
2 |
Педагогические заметки:
Развивающая учеба как средство активации познавательных интересов учеников
в процессе изучения зарубежной литературы
Все, что ученик может взять сам нельзя ему давать. В.О.Сухомлинский Педагоги интересуются новыми технологиями, которые бы имели наилучший эффект в овладении знаниями нашими воспитанниками. Среди таких педагогических технологий на особенное внимание заслуживает развивающая учеба. Еще в начале 30-х г ...
Понятие мыслительной деятельности в
психолого-педагогической литературе, ее операции
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способн ...
Характеристика коммуникативных особенностей детей дошкольного возраста
Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование ...