Обследование звукопроизношения.
В результате обследования звукопроизношения было установлено, что у всех дошкольников наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок произносит звук правильно
2 балла – смазанное произношение звука, отмечаются искажения, замены, смешения звуков
1 балл – звук отсутствует
Обследование звукопроизношения состояло из обследования произношения наиболее трудных в артикуляции звуков, находящихся в различных фонетических позициях (в начале, середине, конце слова и в стечении согласных). Обследовались гласные, свистящие, шипящие, соноры, йотированные звуки.
Результаты обследования состояния звукопроизношения показали, что нарушений произношения гласных звуков у обследуемых детей не обнаружено. У семи детей наблюдаются нарушения произношения свистящих звуков, антропофонический дефект: у семи детей межзубный сигматизм. Нарушения произношения шипящих звуков наблюдается у семи детей. Антропофонический дефект: у шестерых детей межзубный сигматизм. Фонологический дефект: у одного ребенка отсутствие звука «щ». Нарушение произношения соноров наблюдается у семи обследуемых: у одного ребенка замена звука «р» на «р’», у шести детей отмечается отсутствие звука «р».
А обследование произношения йотированных звуков выявило нарушения у четырех из десяти детей. Полученные данные представлены в таблице 6.
Условные обозначения:
N - норма, звук произносится правильно
N нарушение звука (искажение, смешение, либо замена)
Таблица 6. Результаты обследования звукопроизношения
Ф.и. ребенка |
гласные |
свистящие |
шипящие |
соноры |
йотированные |
Средний балл |
София Ч. |
N |
N |
N |
Отсутствует Р |
N |
2,2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 | ||
Миша М |
N |
N |
N |
N |
N |
2,6 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 | ||
Жансая И. |
N |
N |
N |
N |
N |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 | ||
Иван К. |
N |
N |
N |
Отсутствует Р |
N |
2,4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 | ||
Женя С. |
N |
N |
N |
Отсутствует Р |
N |
2,4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 | ||
Света Ч. |
N |
N |
N |
Отсутствует Р |
N |
2,4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 | ||
Дима К. |
N |
N |
N |
N |
N |
2,6 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 | ||
Сережа Л. |
N |
N |
N |
Отсутствует Р |
N |
2,4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 | ||
Егор Л. |
N |
N |
N |
N |
N |
2,4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 | ||
Вика М. |
N |
N |
N |
N |
N |
2,6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 | ||
СРЕДНИЙ БАЛЛ |
3 |
2.3 |
2.2 |
1.7 |
2.6 |
Педагогические заметки:
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...
Задания, способствующие развитию речи младших школьников
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обосновано сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Т.Г. Рамзаева. Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее ...
Организация и проведение диагностического обследования. Анализ результатов
К моменту поступления детей в школу, существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим менее развитым - только методики, рассчитанные ...