Характеристика коммуникативных особенностей детей дошкольного возраста

Страница 1

Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Как любое взаимодействие, общение предполагает активность его участников. Эта активность выражается и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнёра, и в том, что он воспринимает воздействия и отвечает за них.

Следовательно, каждый человек должен обладать некоторыми общими способностями к установлению контактов с людьми, организации межличностного взаимодействия, проявляя при этом социально- психологическую компетентность. Основы этой компетентности закладываются в детстве в процессе общения ребёнка с окружающими его людьми. Происходит это согласно Лисиной М.И. следующим образом:

1.Благодаря благоприятным «объективным» качествам взрослого, сочетающимися с его свойствами как субъекта общения.

2.Благодаря обогащению взрослыми опыта детей.

3.Путём прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и способностями.

4.На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

5.Благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых.

6.Вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творчества, самобытного начала при общении друг с другом.

Таким образом, общение влияет на область любознательности детей, развитие эмоциональных переживаний, формирование к взрослому, и дружеских привязанностей к сверстникам на сферу овладения речью, формирования личности и самосознания детей и наконец, на саму область общения.

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми - особая потребность не биологического, а социального характера.

Для детей раннего возраста значимо общение со взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, педагогом). Чем старше становится ребёнок, тем больше возрастает его потребность в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребёнок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретённые ребёнком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений для её выполнения.

Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы жизни.

Экспериментальные исследования, проведенные в лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством М.И. Лисиной, доказали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Формы и методы экологического образования и воспитания в начальной школе
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности. На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразны м ...

Формирование единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии»
В настоящее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности, что способствовало формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса и вызвало необходимость создания единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии». ...

Цели и средства воспитательного воздействия
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru