Сочинение-рассуждение как вид работы, проверяющей коммуникативную компетентность выпускника

Информация о педагогике » Сочинение-рассуждение как вид работы, проверяющей коммуникативную компетентность выпускника

Современный этап развития методологии преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие «компетенция». Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Оно находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования. Предполагается, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности», которые рассматриваются как конкретизированные цели образования.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая (лингвострановедческая, этнокультуроведческая, социокультурная). Трактовка этих понятий, понимание их содержания и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.

Известно, что можно быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется третий тип компетенции — коммуникативная.

Коммуникативная компетенция — это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Введение в практику школы понятия компетенции даст более четкие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по русскому языку, в конечном счете значительно изменит всю систему контроля, учета и оценки этого уровня. Не случайно оценка уровня владения языком — как родным, так и неродным — включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а коммуникативная компетенция определяется при проверке уровня владения речевой деятельностью .

Оценка уровня подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности экзаменуемого с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля: устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и др. Преимущества тестов, используемых в контрольных измерительных материалах Единого государственного экзамена по русскому языку, перед всеми возможными формами контроля давно определены.

Все проверочные задания в рамках ЕГЭ обязательно соотнесены с содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим проверяется уровень сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций. Опыт проведения единого государственного экзамена по русскому языку доказал, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную.

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения; изыскания дидактических возможностей и методических средств формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения сочинению-рассуждению.

Цель работы - выявить, теоретически обосновать педагогические условия развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в процессе обучения тексту типа рассуждения.

Задачи:

1. рассмотреть работу по формированию коммуникативной компетенции в свете теории речевой деятельности

2. обосновать роль сочинения-рассуждения в проверке коммуникативной компетенции выпускника

3. осветить развитие жанра рассуждения в методической литературе

4. определить черты рассуждения как функционально-смыслового типа речи, имеющего целью формирование коммуникативной компетенции;

5. рассмотреть возможности формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения тексту типа рассуждения в 5-8 классах;

6. разработать систему рекомендаций для подготовки к выполнению задания части С на экзамене по русскому языку

Объект исследования - процесс обучения школьников тексту типа рассуждения на уроках русского языка.

Предмет исследования - условия формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения тексту типа рассуждения.

Коммуникативная компетенция — это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста.

Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.

Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции — две одинаково важные задачи преподавания отечественного языка.

Важную роль в формировании коммуникативной компетенции играет рассуждение. Данные тексты, используемые в качестве оптимальной дидактической единицы, являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в форме предложения, построенного в соответствии с законами логики.

В настоящей главе дается лингводидактическое обоснование изучения рассуждения на уроках русского языка; рассматривается развитие речи в свете теории речевой деятельности, история типа речи рассуждение в учебно-методической литературе и особенности функционирования рассуждения как типа речи.

коммуникативная речь сочинение рассуждение

Педагогические заметки:

Значение интегрированных уроков биологии и химии для современных школ
При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают самовосстановительный процесс, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических услов ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...

Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников
На базе Центра народного творчества было проведено социологическое исследование с целью определения уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Объект исследования – дети младшего школьного возраста, занимающиеся в любительских объединениях Путятинского Центра народного тво ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru