Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в свете теории речевой деятельности

Информация о педагогике » Сочинение-рассуждение как вид работы, проверяющей коммуникативную компетентность выпускника » Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в свете теории речевой деятельности

Страница 1

Современная психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь.

Такая трактовка впервые в советской и мировой психологической науке была предложена Л.С. Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельности.

Понимание языка (речи) как деятельности особенно близко задачам обучения. Рассмотрим поэтому основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.

Основные понятия теории деятельности - деятельность, действие и операция.

«Понятие деятельности,— отмечает А.А. Леонтьев,— необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает». Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. С этой точки зрения речевое высказывание может быть соотнесено с понятием «деятельность» лишь с некоторыми оговорками: речь — не самоцель, собственно речевого мотива обычные высказывания не имеют. Побуждением к речевому акту — в том случае, конечно, если мы рассматриваем речь в естественных жизненных рамках,— всегда является что-либо, лежащее за пределами языка. Мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-либо образом на кого-либо воздействовать, проявить внимание к кому-либо и пр. Другими словами, мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельности более высокого ранга — деятельности общения (коммуникативной), и, следовательно, говорить о речи как о деятельности мы можем лишь в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации.

Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому, как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается.

Однако, прежде чем переходить к структуре речевого действия, уточним еще одно понятие теории деятельности — «операция». «Способы осуществления действия мы называем операциями». Каждое действие, помимо цели, имеет свой операционный состав, т. е. состоит из операций. Если понятие действия соотносится с целью, то понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие,— изменяются и способы осуществления действия, т. е. операции.

Способ осуществления действия, или его операционный весьма подвижен и зависит от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.

Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание. Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
Способность выделять существенное Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, за ...

Планировка учебной мастерской
Планировка – это расположение оборудования, средств оснастки и обучения в помещении учебной мастерской. Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-воспитательным целям. Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских устанавливаются нормативами в зависимости ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru