Из истории изучения рассуждения в научно-методической литературе

Страница 1

Вопрос о рассуждении в лингводидактической литературе является довольно спорным. Условно в его изучении можно выделить четыре основных периода.

1-й период - середина XVIII - начало XIX века.

Этот период характеризуется становлением и развитием проблемы рассуждения под влиянием филологических трудов выдающегося ученого М.В. Ломоносова. Рассматривая рассуждение как чистый «род разговоров», ученый характеризует его композиционные части.

2-й период - начало XIX - середина XX века.

Второй период ознаменован появлением большого количества методических исследований, посвященных проблеме обучения школьников сочинению-рассуждению. Взгляд на рассуждение как вид ученических сочинений представлен в трудах таких исследователей, как Е.И. Абакумов, А.Д. Алферов, К.Б. Бархин, П.Е. Басистов, Е.В. Белявский, Е.И. Богомолова, С.Н. Брайловский, Ф.И. Буслаев, В.А. Добромыслов, А. Мирлес, А.В.Миртов, М.Н. Ольшамовский, СВ. Преображенский, В.А. Самсонов, Н.М. Соколов, М.А. Тюкалов и других.

Большой вклад в разработку данной проблемы внес основоположник методики русского языка как науки Ф.И. Буслаев.

П.Е. Басистов в своей работе «Материалы к решению вопроса: что надобно знать, чтобы ознакомить учеников с рассуждениями?» рассматривает вопрос о последовательности работы над рассуждением. Он считает, что рассуждение является самым сложным видом сочинений, поэтому рекомендует начинать работу над ним только в пятом классе. Обучение сочинению-рассуждению, по мнению П.Е. Басистова, должно опираться на основные понятия логики и проводиться на понятийно-терминологической основе. Данная точка зрения нашла развитие в трудах С.В. Преображенского, С.Н. Брайловского, В.А. Самсонова, А.В. Миртова, М.А. Тюкалова, К.Б. Бархина.

Таким образом, ученые XIX - первой половины XX века определили возрастные границы (10-11 лет), в пределах которых наиболее целесообразно начинать обучение учащихся сочинению-рассуждению; наметили круг тем сочинения-рассуждения; предприняли попытку разработать программу и методику обучения данному виду сочинений; указали на необходимость развития логического мышления учащихся как важную предпосылку успешной работы над сочинением-рассуждением.

В 70 - 80-е гг. XX века проблема рассуждения получила свое дальнейшее развитие в трудах А.В. Текучева, В.Н. Мещерякова, Т.А. Ладыженской, П.Ф. Ивченкова, Ю.И. Равенского, СВ. Пучковой, Н.А. Менделевич, В.В. Вирясовой, С.А. Никольской, Г.А. Богдановой, Т.И. Тамбовкиной, Ю.Ф. Тамбовкина и других. В исследованиях данных методистов и учителей-практиков принят взгляд на рассуждение как жанр ученических сочинений. Согласно этой точке зрения работа над рассуждением в школе в пособии для учителей под редакцией Т.А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка» (М., 1978) рассматривается как обучение созданию текста в определенной «композиционной форме».

Заслуга авторов пособия заключается в том, что они описывают виды рассуждений; разрабатывают методику работы над композиционной формой рассуждения; акцентируют внимание на том, что от способа логического рассуждения зависит композиция сочинения.

Значительным событием в разработке проблемы рассуждения стали исследования О.А. Нечаевой. В ее работах дается теоретическое изложение данного вопроса с лингвистической точки зрения. Рассуждение рассматривается как функционально-смысловой тип речи, который может иметь различные стилистические и жанровые разновидности. О.А. Нечаева дает определение понятия «рассуждение», раскрывает его логическую основу, описывает смысловые разновидности данного типа речи, его композиционные особенности. Таким образом, рассуждение исследователем разграничено не только на основе логического значения, но и соответствующей для него грамматико-семантической структуры.

На рубеже XX -XXI вв. точка зрения О.А. Нечаевой получила свое дальнейшее развитие в работах А.И. Мамалыги, А.И. Горшкова, Г.Я. Солганика, С.А. Арефьевой, Т.Б. Трошевой, в диссертационных исследованиях Т.В. Рачеевой, Н.В. Гужовой и других.

Большой вклад в разработку проблемы рассуждения внесла С.А. Арефьева. В монографии «Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов» исследователь рассматривает вопросы, связанные с типологической структурой рассуждения, его логической основой, композиционными и языковыми особенностями.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Обучение просмотровому чтению
В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют 4 подвида просмотрового чтения: Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку. Рефе ...

Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся
При контроле используются многие методы и методики. Наря­ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи­танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью ), проектиро ...

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
В теоретической части исследования была определена роль сюжетно ролевой игры в нравственном развитии, развитии его гуманных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, в развитии гуманных чувств: сопереживания, сочувствия, содействия. В теоретической части мы опирались ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru