Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма

Страница 1

В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий).

Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства, условия природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.

Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания на: объективные и субъективные; внешние и внутренние; управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро-, мезо - и микроуровням. Основой систематизации на представленном выше рисунке служат уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:

а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;

б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т.д.). Влияют на воспитание всех граждан государства;

в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;

г) микрофакторы - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений, по месту жительства, в семье и др.

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в режиме "дневной" или "ночной" психики, периоды наибольшей и наименьшей активности, влияние солнечной активности и лунных циклов.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т.п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.). Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые наличие природных ресурсов и др.). Действие данных факторов (например ассимиляции меньшинств) может приводить к социальным катастрофам.

К факторам мезоуровня относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военнослужащих. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие. Одни из них являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации вызовам среды и выполняемым функциям и т.д.

Главным объектом систем данного уровня является личность и первичные объединения людей. В силу этого система воспитания патриотизма военнослужащих, с одной стороны, воздействует на личность как объект воспитания и учитывает приоритетно ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать влияние на нее микро - и макросреды. Личность формируется в конкретной социальной среде и, вместе с тем, активно влияет на состояние микросреды. Является частью факторов, изменяющих ее.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Компьютерные телекоммуникации в школьном курсе информатики
Любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образ ...

Содержание понятия "самоконтроль поведения"
Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция&q ...

Перспективы развития художественного творчества детей
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных ва ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru