Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма

Страница 1

В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий).

Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства, условия природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.

Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания на: объективные и субъективные; внешние и внутренние; управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро-, мезо - и микроуровням. Основой систематизации на представленном выше рисунке служат уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:

а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;

б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т.д.). Влияют на воспитание всех граждан государства;

в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;

г) микрофакторы - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений, по месту жительства, в семье и др.

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в режиме "дневной" или "ночной" психики, периоды наибольшей и наименьшей активности, влияние солнечной активности и лунных циклов.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т.п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.). Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые наличие природных ресурсов и др.). Действие данных факторов (например ассимиляции меньшинств) может приводить к социальным катастрофам.

К факторам мезоуровня относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военнослужащих. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие. Одни из них являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации вызовам среды и выполняемым функциям и т.д.

Главным объектом систем данного уровня является личность и первичные объединения людей. В силу этого система воспитания патриотизма военнослужащих, с одной стороны, воздействует на личность как объект воспитания и учитывает приоритетно ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать влияние на нее микро - и макросреды. Личность формируется в конкретной социальной среде и, вместе с тем, активно влияет на состояние микросреды. Является частью факторов, изменяющих ее.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Советы логопеда родителям
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru