Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности » Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности.

Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек.

Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий этап – выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

На первом этапе диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи по картинке».

Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ему показывают серию картинок (см.приложение 1). Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (см.приложение 2), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов

10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.

0-1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Дата проведения: 20 ноября 2009 года.

Результаты диагностики по методике «Назови слова».

№ п/п

Группы слов

Количество слов

Аня П.

Миша В.

Вова Р.

Юля С.

Катя Д.

1

2

3

4

5

6

7

8

Животные

Растения

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов, кроме формы и цвета

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполняемых человеком действий

5

4

4

2

3

2

3

2

4

3

3

2

0

1

3

3

5

3

4

2

0

3

2

3

5

3

2

3

4

2

2

4

3

4

4

2

1

2

2

3

Итог

25

19

23

25

21

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Работа над сочинением-рассуждением в старших классах
Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работ ...

Содержание экспериментальной программы для учащихся 5 – 6 классов, основанной на игре «волейбол»
5 Класс. 1. Основы знаний Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Ознакомление с правилами волейбола, с ведением простого протокола. Личная и общественная гигиена. Форма игрока в волейбол. 2. Общая физическая подготовка Строевые команды. Перестроения из шеренги ж ко ...

Особенности патриотического воспитания детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
патриотический воспитание дошкольник отклонение поведение Характерным для детей дошкольного возраста являются формирующиеся общественная направленность, коллективизм. Они проявляются и в реальных детских взаимоотношениях и высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в целенаправленности совм ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru