Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности.
Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий этап – выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На первом этапе диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи по картинке».
Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ему показывают серию картинок (см.приложение 1). Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (см.приложение 2), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Оценка результатов
10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Дата проведения: 20 ноября 2009 года.
Результаты диагностики по методике «Назови слова».
№ п/п |
Группы слов |
Количество слов | ||||||
Аня П. |
Миша В. |
Вова Р. |
Юля С. |
Катя Д. | ||||
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Животные Растения Цвета предметов Формы предметов Другие признаки предметов, кроме формы и цвета Действия человека Способы выполнения человеком действий Качества выполняемых человеком действий |
5 4 4 2 3 2 3 2 |
4 3 3 2 0 1 3 3 |
5 3 4 2 0 3 2 3 |
5 3 2 3 4 2 2 4 |
3 4 4 2 1 2 2 3 | ||
Итог |
25 |
19 |
23 |
25 |
21 | |||
Педагогические заметки:
Характеристика и особенности системы Д.Б.Эльконина —
В.В.Давыдова
По мнению В.В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного разв ...
Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля
поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...
Средние нормы речевого развития ребенка
словарный грамматический речь дословесный Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно м ...