Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Информация о педагогике » Сочинение-рассуждение как вид работы, проверяющей коммуникативную компетентность выпускника » Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Страница 1

Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в форме предложения, построенного в соответствии с законами логики.

Развитие логического мышления учащихся - одна из задач современной школы, которая реализуется в процессе изучения предметов школьного цикла. Русский язык как учебный предмет играет в этом отношении особенную роль. Выдающийся русский ученый-педагог К.Д. Ушинский указывал, что развивать язык отдельно от мысли невозможно, развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что развивать в них логичность мышления. Работа над изучением рассуждения начинается с 5 класса и продолжается вплоть до выпускного экзамена, который подводит итоги изучения этого типа речи при написании сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку призвано проверить уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

Это умения:

1. понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

2. определять тему текста, позицию автора;

3. формулировать основную мысль своего высказывания;

4. развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

5. выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

6. отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

7. соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Третья часть экзаменационной работы не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. «Ничто так полно не характеризует человека, как его речь «Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ.

Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Сочинение можно считать удачным, если в нем:

• правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста;

• полно и верно отражены;

• последовательно изложены;

• названы основные художественные средства, указано их значение в раскрытии авторской мысли;

• высказана личностная позиция автора.

Умение правильно определять тему и идею первое условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Анализ результатов экзамена по предмету еще раз убеждает в том, что чтение – понимание – умение интерпретировать текст – это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка.

В связи с этим необходимо:

• больше внимания на уроках русского языка уделять текстам различных стилей и типов речи;

• формировать умение рассуждать на предложенную тему, определяя тезис, приводя аргументы и делая вывод;

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: п ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru