Организация и методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г.

Целью

данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функций у дошкольников с дизартрией.

Логопедическое обследование проводилось по традиционной логопедической методике с использованием рекомендаций Трубниковой Н.М. [46], поскольку они содержат подробный план логопедического обследования детей, что позволяет получить в ходе работы наиболее достоверные результаты. Подробное описание обследования представлено в приложении №1.

Обследование состояния звукопроизношения также проводилось с использованием наглядного материала из логопедического альбома Иншаковой О.Б.

Логопедическое обследование началось с изучения медицинской документации. Были изучены речевые и медицинские карты детей, с целью сбора необходимых анамнестических данных.

Параллельно с изучением документации была проведена беседа с воспитателем и логопедом в связи с уточнением некоторых данных, таких, как: сбор сведений о личностных особенностях детей, их эмоциональном и физическом развитии, социальных условиях и т.д.

После завершения подготовительной работы проводилось непосредственно само логопедическое обследование. У каждого ребенка было изучено состояние:

1) общей моторики:

исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб;

исследование произвольного торможения движений;

исследование статической координации движений;

исследование динамической координации движений;

исследование пространственной организации двигательного акта;

исследование темпа;

исследование ритмического чувства.

2) мелкой моторики:

1. Исследование статической координации движений;

2. Исследование динамической координации движений

3) артикуляционной моторики:

исследование двигательной функции губ по словесной инструкции;

исследование двигательной функции языка;

исследование двигательной функции челюсти;

исследование продолжительности и силы выдоха;

исследование символического праксиса;

4) обследована фонетическая сторона речи, включающая в себя звукопроизношение и просодическую сторону речи;

1. Голос;

2. Темп речи;

3. Дыхание

5) также было изучено состояние функций фонематического слуха, слоговой структуры слова;

1. Опознание фонем;

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустически признакам;

3. Повторение за логопедом слогового ряда;

4. Выделение исследуемого звука среди слогов, слов;

5. Называние картинок и определение отличий в названиях;

6. Определение места исследуемого звука в слове;

6) обследован звуковой анализ слова:

1. назвать первый ударный гласный звук;

2. выделить последовательно каждый звук в словах;

3. определить последний согласный звук в словах;

4. выделить согласный звук из начала слова;

5. назвать ударный гласный звук в конце слова;

7) кроме этого проверялось состояние грамматического строя речи:

1. понимание грамматических форм;

2. обследование слов, обозначающих предметы;

3. название признаков предмета;

4. название времен года;

Более подробно задания представлены в приложении: в речевой карте обследуемого ребенка.

При проведении логопедического обследования необходимо учитывать следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление старших дошкольников занятий ритмопластикой
Целью программы своего формирующего эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние ритмопластики на личностное становление старших дошкольников на занятиях в ДОУ. Задачами программы психотренинга Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», стоит: - развитие двигательны ...

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...

Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru