Организация и методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г.

Целью

данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функций у дошкольников с дизартрией.

Логопедическое обследование проводилось по традиционной логопедической методике с использованием рекомендаций Трубниковой Н.М. [46], поскольку они содержат подробный план логопедического обследования детей, что позволяет получить в ходе работы наиболее достоверные результаты. Подробное описание обследования представлено в приложении №1.

Обследование состояния звукопроизношения также проводилось с использованием наглядного материала из логопедического альбома Иншаковой О.Б.

Логопедическое обследование началось с изучения медицинской документации. Были изучены речевые и медицинские карты детей, с целью сбора необходимых анамнестических данных.

Параллельно с изучением документации была проведена беседа с воспитателем и логопедом в связи с уточнением некоторых данных, таких, как: сбор сведений о личностных особенностях детей, их эмоциональном и физическом развитии, социальных условиях и т.д.

После завершения подготовительной работы проводилось непосредственно само логопедическое обследование. У каждого ребенка было изучено состояние:

1) общей моторики:

исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб;

исследование произвольного торможения движений;

исследование статической координации движений;

исследование динамической координации движений;

исследование пространственной организации двигательного акта;

исследование темпа;

исследование ритмического чувства.

2) мелкой моторики:

1. Исследование статической координации движений;

2. Исследование динамической координации движений

3) артикуляционной моторики:

исследование двигательной функции губ по словесной инструкции;

исследование двигательной функции языка;

исследование двигательной функции челюсти;

исследование продолжительности и силы выдоха;

исследование символического праксиса;

4) обследована фонетическая сторона речи, включающая в себя звукопроизношение и просодическую сторону речи;

1. Голос;

2. Темп речи;

3. Дыхание

5) также было изучено состояние функций фонематического слуха, слоговой структуры слова;

1. Опознание фонем;

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустически признакам;

3. Повторение за логопедом слогового ряда;

4. Выделение исследуемого звука среди слогов, слов;

5. Называние картинок и определение отличий в названиях;

6. Определение места исследуемого звука в слове;

6) обследован звуковой анализ слова:

1. назвать первый ударный гласный звук;

2. выделить последовательно каждый звук в словах;

3. определить последний согласный звук в словах;

4. выделить согласный звук из начала слова;

5. назвать ударный гласный звук в конце слова;

7) кроме этого проверялось состояние грамматического строя речи:

1. понимание грамматических форм;

2. обследование слов, обозначающих предметы;

3. название признаков предмета;

4. название времен года;

Более подробно задания представлены в приложении: в речевой карте обследуемого ребенка.

При проведении логопедического обследования необходимо учитывать следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...

Организация и теоретические обоснования изучаемого эксперимента
Базой для обучающего эксперимента было ДОУ №85 г. Екатеринбурга Цель коррекционной работы – коррекция нарушений речевых и неречевых функций. По результатам констатирующего эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, получивш ...

Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников следует понимать не как изолированный от жизни процесс, а как создание атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим. Поскольку у детей дошкольного возраста многие представления и умения складываются на основе п ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru