Онтогенез формирования моторной сферы у детей в норме

Страница 1

В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие "центров" речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Исследования Хризман Т.П. показали, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их не специфическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга. Исследования Л.В. Фоминой показывают, что развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук.

Таким образом, очень важным является рассмотрение процесса развития движений руки ребенка в первый год жизни. Первая двигательная функция руки – схватывание. Оно сначала появляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает условно-рефлекторный характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони – "обезьянье хватание". Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению. После 5-ти месяцев у ребенка начинают наблюдаться не только (безусловные) врожденные, двигательные рефлексы, но и (условно-рефлекторные) приобретенные. Так, в 5 месяцев ребенок протягивает руку к предмету, к матери. В 6 – 7 месяцев – размахивает руками. В 8 – 9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью; показывает нос, глаза и так далее; начинается превалирование функций одной руки. На 11-м месяце жизни ребенок начинает манипулировать двумя предметами. Появляется то, что можно определить как элементарное планирование действий.

Развитие все более тонких движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений отражают не только совершенствование функций руки, но усложнение аналитике – синтетической деятельности мозга.

Исследованиями М.М. Кольцовой и сотрудниками НИИ физиологии детства и подростков установлено:

- около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

- движение пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускорение развития речи ребенка.

Таким образом, нарушения движений пальцев рук у детей оказывает влияние на контроль и регуляцию движений в двигательном анализаторе и прежде всего на формирование речевой деятельности.

В исследованиях Мартыновой Р.И. отмечается, что среди различных речевых нарушений у детей определенную трудность представляют для диагностики дизартрии, для понимания которых недостаточно изучение особенностей речевого нарушения. То есть необходимо углубленное обследование детей, учитывающее не только все компоненты речевой деятельности, но и ряд неречевых функций.

По исследованиям ученых можно сделать вывод, что роль двигательного анализатора оказывает благотворное влияние не только на весь организм, но и особенно велико влияние на деятельность мозга. Это влияние двигательного анализатора на функциональное состояние мозга выражается в двух формах: специфической и неспецифической. Первая выражается в прямом участии двигательного анализатора в условно-рефлекторной деятельности. Вторая неспецифическая форма влияния на мозг заключается в том, что благоприятные условия для выработки временных связей и функционирование уже имеющихся. Так должно характеризоваться развитие и функционирование у нормально развивающегося ребенка, без проблем в развитии.

В исследованиях Т.В. Верясова отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:

1) крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

2) мелкая моторика кистей рук. В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи, с чем значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и прочее. Усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, орие ...

Ритмический слух как основа музыкальности
Музыка - искусство временное - всегда считалась средоточием ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Ритм (от греческого ritmos - теку) - это последовательное чередование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности, является третьим важнейшим элементом музыкально ...

Методика применения элетронного учебного пособия по геометрии в 7-8 классах
Каждый, кто работал с ПК (персональный компьютер), знает, что стандартные формы представления информации на экране - текстовая и графическая. Они позволяли использовать ПК в качестве вспомогательного средства обучения, но не более того. При использовании только этих форм за пределами возможностей к ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru