Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследствие этого-развитие речевых функций.
Сопоставительный анализ речевых и неречевых функций представлен в таблице 11.
Условные обозначения:
1- Общая моторика
2- Мелкая моторика
3- Артикуляционная моторика
4- Звукопроизношение
5- Фонематический слух
6- Звуковой анализ
7- Понимание речи
8- Грамматический строй речи
Таблица 11. Анализ сформированности неречевых и речевых функций
|
Ф.и. ребенка |
Неречевые функции |
Речевые функции |
Средний балл | ||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 | ||
|
София Ч. |
2,1 |
2 |
2,5 |
2,2 |
2,3 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
|
Миша М |
2,2 |
2 |
2 |
2,6 |
2,1 |
2,6 |
2,9 |
2,3 |
2,1 |
|
Жансая И. |
2,5 |
2 |
2,2 |
2 |
2,4 |
2,6 |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
|
Иван К. |
2,4 |
2 |
2,5 |
2,4 |
2 |
2,4 |
2,6 |
2,1 |
2,3 |
|
Женя С. |
2,1 |
2 |
2,2 |
2,4 |
2 |
2,5 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
|
Света Ч. |
2,5 |
2 |
2,2 |
2,4 |
2,3 |
2,6 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
|
Дима К. |
2,4 |
2 |
2 |
2,6 |
2,3 |
2,8 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
|
Сережа Л. |
2,2 |
2 |
2,2 |
2,4 |
2 |
2,6 |
2,8 |
2,5 |
2,3 |
|
Егор Л. |
2,2 |
2 |
2,5 |
2,4 |
2 |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
|
Вика М. |
2,4 |
2 |
2 |
2,6 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
|
Средний балл |
2,3 |
2 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
2,6 |
2,4 | |
Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: развитие детей экспериментальной группы находится примерно на одном уровне. Разница между показателями обследуемых невелика (средние баллы составляют 2,1 б до 2,4 б).
Наилучшие показатели развития (2,4 б), наблюдаются у 30% детей: Жансаи И., Светы Ч., и Вики М.
У 50% детей средний балл составил 2,3 б Иван К., Жени С., Сережи Л., Димы К., и Егор Л.
Педагогические заметки:
Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в свете
теории речевой деятельности
Современная психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. Такая трактовка впервые в советской и мирово ...
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков
у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...
Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных
и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...