Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследствие этого-развитие речевых функций.
Сопоставительный анализ речевых и неречевых функций представлен в таблице 11.
Условные обозначения:
1- Общая моторика
2- Мелкая моторика
3- Артикуляционная моторика
4- Звукопроизношение
5- Фонематический слух
6- Звуковой анализ
7- Понимание речи
8- Грамматический строй речи
Таблица 11. Анализ сформированности неречевых и речевых функций
Ф.и. ребенка |
Неречевые функции |
Речевые функции |
Средний балл | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 | ||
София Ч. |
2,1 |
2 |
2,5 |
2,2 |
2,3 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
Миша М |
2,2 |
2 |
2 |
2,6 |
2,1 |
2,6 |
2,9 |
2,3 |
2,1 |
Жансая И. |
2,5 |
2 |
2,2 |
2 |
2,4 |
2,6 |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
Иван К. |
2,4 |
2 |
2,5 |
2,4 |
2 |
2,4 |
2,6 |
2,1 |
2,3 |
Женя С. |
2,1 |
2 |
2,2 |
2,4 |
2 |
2,5 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
Света Ч. |
2,5 |
2 |
2,2 |
2,4 |
2,3 |
2,6 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
Дима К. |
2,4 |
2 |
2 |
2,6 |
2,3 |
2,8 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
Сережа Л. |
2,2 |
2 |
2,2 |
2,4 |
2 |
2,6 |
2,8 |
2,5 |
2,3 |
Егор Л. |
2,2 |
2 |
2,5 |
2,4 |
2 |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
Вика М. |
2,4 |
2 |
2 |
2,6 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
Средний балл |
2,3 |
2 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
2,6 |
2,4 |
Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: развитие детей экспериментальной группы находится примерно на одном уровне. Разница между показателями обследуемых невелика (средние баллы составляют 2,1 б до 2,4 б).
Наилучшие показатели развития (2,4 б), наблюдаются у 30% детей: Жансаи И., Светы Ч., и Вики М.
У 50% детей средний балл составил 2,3 б Иван К., Жени С., Сережи Л., Димы К., и Егор Л.
Педагогические заметки:
Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...
Введение тестового контроля
Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществлялось поэтапно. На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является п ...
Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень ...