Этапы становления технологического образования в России

Информация о педагогике » Преподавание технологии обработки металлов » Этапы становления технологического образования в России

Страница 1

Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.

При утверждении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Господствующий класс относился к труду, особенно физическому, все с большим презрением, рассматривая его как удел простого народа. Однако труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практических умений, трудолюбие. Осуществлялся этот процесс в основном в семье и дал основу народной педагогической мысли. Народная педагогика мудро рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения. Именно из этого времени к нам пришли поговорки, пословицы и т.п., где теме труда отводится важное место.

У восточных славян передача профессиональных навыков и умений пошла по пути "братчин" - товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодежь к определенному ремеслу. Кстати, такая же "цеховая" система была и в западных странах. Ее существование протянулось с IV до XVIII в. и исторически отразилось в названиях кварталов городов. Торгово-ремесленные поселения-слободы вырастали вокруг городов, которых в России в середине XVII в. уже насчитывалось 254. Переход к мануфактурному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, работавшими на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость кроме трудового воспитания давать молодым людям элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, умения и навыки. Для постройки церквей и зданий требовались знания геометрии, математики, умения изготовить строительный кирпич, раствор, известковый грунт для настенной живописи, знание приемов строительной техники. В кузнечном деле, в литье пушек, судостроении и текстильном производстве - везде необходимы были грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными мастерствами.

Наиболее кардинальные усилия в этом направлении предпринял Петр I, проведший важные реформы в области просвещения и культуры. Была сделана попытка широкого распространения грамотности (и не только среди господствующих классов), открыты цифирные школы, значительно выросло книгопечатание. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как первоначального непременного условия подготовки к жизни вышла за рамки лишь семейных интересов. Возникла необходимость давать элементарную профессиональную подготовку младшему техническому персоналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инженерах, моряках, строителях, военных, учителях, картографах и других специалистах.

Первая в России - созданная по велению Петра I в 1701 г. в Москве - школа математических и навигационных наук была практически первой в Европе реальной школой, из которой выходили специалисты широкого профиля. Да и открытые чуть позже артиллерийская и инженерные школы стали готовить кадры не только для армии и флота, но и для промышленного производства.

В становлении образования (и это прослеживается на протяжении всей истории человечества) всегда важную роль играли замечательные люди. Именно талантливые, умные, понимающие практическую необходимость организации "для государева интереса" систематического обучения молодежи, деятельные личности закладывали фундамент нынешней системы трудовой подготовки. Имена Виллима Ивановича Геннина (1676-1750) и Василия Никитича Татищева (1686-1750) накрепко связаны в истории России не только со становлением промышленности Урала, но и с созданием и разработкой системы трудового и профессионального образования. Новый тип школ - так называемые горно-заводские, где изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства, - перебросили мост через века к современным учебным заведениям.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Цели деятельности социального педагога
Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения
Под условиями предъявления понимаются количество прослушиваний и темп речи говорящего. На практике преподавателями широко используется повторное прослушивание текста в целях облегчения понимания и запоминания содержания и языковой формы текста. Нужно отметить, что многие методисты высказываются о в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru