Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников

Информация о педагогике » Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе » Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников

Страница 1

Модель включает три функциональные подсистемы:

- информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса;

- экспертно - управляющую, задающую механизм организации экопедагогического процесса на разных уровнях, каналы, средства, технологии ввода эколого-экономической информации в образовательное пространство;

- прогностико - мониторинговую, отслеживающую качество эколого-экономического образования (анализ и оценка соответствия уровня эколого-экономической культуры обучаемых требованиям стандарта, уровня информационно-методического и материально-технического обеспечения, уровня преподавательских кадров) и проектирующую программы индивидуального развития обучаемых и вариативные экоориентированные образовательные модели на основе имеющихся ресурсных возможностей.

На базе модели и на основе новых государственных стандартов образования, с учетом региональных особенностей, местных условий Поволжского региона и социального заказа Ульяновской области созданы экообразовательные программы для начальной школы, обеспеченные учебными пособиями для детей и методическими рекомендациями, апробированные на экспериментальных площадках г. Ульяновска. Региональная программа "Эколого-экономическое краеведение" для начальной школы и инвариантная образовательная модель процесса познания окружающего мира младшими школьниками создана с учетом следующих идей.

1. Стратегии начального эколого-экономического образования позволяет определить Федеральная программа открытого образования. Модель открытого образования предполагает: открытость будущему; развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества; стимулирование постоянного поиска и изменений, формирование новых ориентиров и целей; личностную направленность процесса обучения; интеграцию разного рода информации и способов освоения ребенком мира; информатизацию образовательного пространства; развитие культуры коммуникации, партнерство педагога и ученика.

С точки зрения синергетики, человек, в том числе и ребенок, выступает как микрокосм, активно действующая, саморазвивающаяся часть природы. Открытость образовательной модели предполагает, что именно ребенок с его неповторимостью является постоянным источником стихийности, неупорядоченности и в то же время источником развития. Традиционная начальная школа остается относительно замкнутой системой. Основной принцип нашей образовательной модели - вовлечь ребенка в обширный открытый мир, что позволит ему реализовать свои потенциальные возможности.

2. В открытой образовательной модели "знаниевую" парадигму, направленную на усвоение суммы знаний о себе и о мире, мы изменили на "ценностно-деятельностную", ориентированную на освоение способов взаимодействия с миром и системы ценностей этого мира. Ценностно-нейтральный характер знаний, проявляющийся в выделении и противопоставлении человека природе (окружающей среде), приводит к рационализму, потребительскому отношению. Переосмысление взаимоотношений человека и природы приводит к мысли о необходимости расширения круга эколого-экономических ценностей; включении в него объектов природы не как материальных субстанций, а как сожителей, соседей по Космосу, "нравственных субъектов", с которыми надо считаться, не оскорбляя их прерогатив в бытие, признавая в них "самость" и субъективность. Природа рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности человека и гармоничного развития общества, источник всей материальной и духовной жизни, уникальное вместилище всей человеческой культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования
Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная про ...

Методы и приемы патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Методы патриотического воспитания – это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом зада ...

История становления социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru