Роль жизненной среды в развитии ребенка

Страница 5

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок сталкивается с тем, что важным в нем признается только послушание, подчинение требованиям взрослых, безропотное выполнение требований. Следствием ориентации на дисциплину и подчинение является «утяжеление» диагнозов. Неблагополучие в поведении ребенка нарастает, так как выход за рамки предписанного постоянно осуждается, что вызывает реакцию протеста и конфликт. Такое положение усиливает у ребенка ощущение неполноценности и усиление всех его болезней. В практике нередко для уточнения диагноза ребенка помещают в психиатрическую больницу, что приводит к ухудшению его состояния, неверию в себя и, как следствие, переводу в специальное заведение.

Современная пространственная архитектоника среды может и должна обеспечить детям и взрослым право быть соавторами в выстраивании того пространства, в котором они намерены разворачивать и разворачивают собственную учебную и внеучебную деятельность как единое целое.

Для решения поставленной задачи необходимо создать физическое пространство,

– манящее, сказочное, таинственное…

– приглашающее, позволяющее войти…

– разнообразное, многомерное, несводимое к одному принципу…

– впечатляющее, удивляющее…

– незавершенное, «недоделанное»…

– «закрыто-приоткрытое»…

– динамичное, преобразуемое, но упрямое, характерное…

– позволяющее себя изменить и даже требующее это сделать…

– импровизирующее, изменчивое…

– …

Каждое из описанных качеств может быть обеспечено с помощью определенных архитектурных средств. Напомним, что речь идет не о принудительном «заставлении» ребенка или взрослого заполнить намеренно незаполненное архитектурное пространство, а о провокации, шансе, о поддержке определенного вида активности и торможении другого.

Очень важно удерживать пространство в незавершенном состоянии.

Наличие мест, где все друг друга слышат, способствуют открытости отношений, доверию, инициативам…

Социальное пространство – пространство, выстраиваемое усилиями детей при участии взрослых, создает поле традиций, поле способов конструктивного действования.

Вне социального пространства, вне добровольного признания другими невозможно узнать о собственном успехе.

Общественное признание – это не только и не столько признание со стороны взрослых, но именно со стороны самих детей, знающих и понимающих значимость и весомость умений придумывать игры, интересно рисовать и рассказывать, читать и писать. Именно детская общность подтверждает не случайность успехов каждого ребенка общественным образом. Ибо дети могут жить и не разрозненно, где успехи и неудачи каждого не есть частный случай частного лица.

Поэтому все успехи детей в овладении разнообразными культурными навыками становятся реальными личными достижениями и фактом их личной биографии только в контексте общественного признания. Когда же целые группы детей могут сказать о себе, что они готовы справиться с предложенными взрослым задачами и реально с ними справляются, то мы можем говорить о детской общности, о самосознании ими своей общности, о складывающихся ровеснических отношениях. Ровесники ощущают себя новым поколением – новой общностью, которой доступны все стороны жизнедеятельности людей, и в которой расхождение между людьми не доводится до конфликта .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Национальная доктрина и модернизация образования в России
В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противо ...

Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...

Личностно-ориентированные технологии в школьном курсе информатики
В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic edication, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, г ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru