Роль жизненной среды в развитии ребенка

Страница 5

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок сталкивается с тем, что важным в нем признается только послушание, подчинение требованиям взрослых, безропотное выполнение требований. Следствием ориентации на дисциплину и подчинение является «утяжеление» диагнозов. Неблагополучие в поведении ребенка нарастает, так как выход за рамки предписанного постоянно осуждается, что вызывает реакцию протеста и конфликт. Такое положение усиливает у ребенка ощущение неполноценности и усиление всех его болезней. В практике нередко для уточнения диагноза ребенка помещают в психиатрическую больницу, что приводит к ухудшению его состояния, неверию в себя и, как следствие, переводу в специальное заведение.

Современная пространственная архитектоника среды может и должна обеспечить детям и взрослым право быть соавторами в выстраивании того пространства, в котором они намерены разворачивать и разворачивают собственную учебную и внеучебную деятельность как единое целое.

Для решения поставленной задачи необходимо создать физическое пространство,

– манящее, сказочное, таинственное…

– приглашающее, позволяющее войти…

– разнообразное, многомерное, несводимое к одному принципу…

– впечатляющее, удивляющее…

– незавершенное, «недоделанное»…

– «закрыто-приоткрытое»…

– динамичное, преобразуемое, но упрямое, характерное…

– позволяющее себя изменить и даже требующее это сделать…

– импровизирующее, изменчивое…

– …

Каждое из описанных качеств может быть обеспечено с помощью определенных архитектурных средств. Напомним, что речь идет не о принудительном «заставлении» ребенка или взрослого заполнить намеренно незаполненное архитектурное пространство, а о провокации, шансе, о поддержке определенного вида активности и торможении другого.

Очень важно удерживать пространство в незавершенном состоянии.

Наличие мест, где все друг друга слышат, способствуют открытости отношений, доверию, инициативам…

Социальное пространство – пространство, выстраиваемое усилиями детей при участии взрослых, создает поле традиций, поле способов конструктивного действования.

Вне социального пространства, вне добровольного признания другими невозможно узнать о собственном успехе.

Общественное признание – это не только и не столько признание со стороны взрослых, но именно со стороны самих детей, знающих и понимающих значимость и весомость умений придумывать игры, интересно рисовать и рассказывать, читать и писать. Именно детская общность подтверждает не случайность успехов каждого ребенка общественным образом. Ибо дети могут жить и не разрозненно, где успехи и неудачи каждого не есть частный случай частного лица.

Поэтому все успехи детей в овладении разнообразными культурными навыками становятся реальными личными достижениями и фактом их личной биографии только в контексте общественного признания. Когда же целые группы детей могут сказать о себе, что они готовы справиться с предложенными взрослым задачами и реально с ними справляются, то мы можем говорить о детской общности, о самосознании ими своей общности, о складывающихся ровеснических отношениях. Ровесники ощущают себя новым поколением – новой общностью, которой доступны все стороны жизнедеятельности людей, и в которой расхождение между людьми не доводится до конфликта .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обо ...

Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфере информатизации общего образования министерством образования Пермского края. Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по ...

Теоретические положения о понятии самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru