«Суть процесса образования состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной духовной деятельности, без которой нет устремления к идеалу, нет живой человеческой личности».
Целенаправленное формирование экономической ответственности личности младшего школьника предполагает использование системы разнообразных воздействий на учащихся, важнейшими среди которых являются организация эколого-экономического и экономического образования учащихся начальных классов и вовлечение их в различные виды общественно полезной деятельности.
Акцентирование внимания на каком-либо одном из названных направлений (экологическом или экономическом), абсолютизация значения одного из них в ущерб другому не могут не сказаться на эффективности воспитательной работы. Речь, следовательно, может идти только о гармоническом сочетании этих двух путей, каждый из которых выполняет свои особые, специфические функции в воспитательном процессе, то есть об организации эколого-экономического образования.
Ответственное эколого-экономическое поведение учащихся предполагает овладение ими системой нравственных эколого-экономических норм как обобщенных требований общества к личности. Однако знание школьниками этих норм и требований, усвоение ими нравственных эколого-экономических идеалов еще не гарантирует соответствующего поведения, а лишь является одним из необходимых условий формирования осознанных нравственных эколого-экономических потребностей, взглядов, убеждений, вне которых не может быть сформировано ответственное эколого-экономическое поведение.
Среди педагогов бытует подход к эколого-экономическому воспитанию как к этапу воспитательной работы, предшествующему организации практической деятельности школьников. Такой подход значительно сужает функции эколого-экономического образования. Практическая деятельность школьников должна не только предваряться разъяснением нравственных эколого-экономических норм, но и постоянно сопровождаться процессом усвоения и осмысления нравственных эколого-экономических ценностей и нравственных эколого-экономических требований общества. Процесс этот имеет свою специфику и свою логику в зависимости от того, на каком этапе воспитательной работы он организуется.
Формирование ответственного эколого-экономического поведения младших школьников, воспитание ответственности как качества личности предполагает, следовательно, вооружение их знаниями о ней как об одной из важнейших этических категорий. Но этого недостаточно. Эколого-экономическое воспитание обеспечивает осознание каждым школьником важности данной нравственной эколого-экономической нормы, понимание того, что соблюдение ее в повседневной жизни во многом определяет гражданскую зрелость человека, его социальную значимость. Этот процесс также содействует формированию у учащихся начальных классов моральных убеждений, положительного отношения к определенной нравственной эколого-экономической норме, глубокой внутренней потребности и готовности следовать ей в своей повседневной жизни. Следовательно, необходимо совершенствовать методику организации процесса формирования ответственного эколого-экономического поведения младших школьников, обеспечивать наиболее полную реализацию его воспитательных возможностей.
Условно можно выделить три важнейших этапа в осуществлении эколого-экономическому воспитанию младших школьников с целью формирования у них экономической ответственности как качества личности.
I этап – элементарное ознакомление учащихся с сущностью экономической ответственности как нравственной нормы. На этом этапе решаются следующие конкретные воспитательные задачи: обосновывается значимость данного нравственного качества для морального облика современного человека; преподносятся образцы, примеры экономически ответственного отношения современных людей к выполнению своих общественных обязанностей, своего долга перед обществом, самим собой; выявляются имеющиеся у учащихся представления об экономической ответственности, формируется понятие о данной этической норме, организуется работа по осмыслению значимости экономической ответственности как для конкретной личности, так и для общества в целом.
II этап – дальнейшее разъяснение сущности данной моральной нормы, расширение и углубление самого понятия «экономическая ответственность», выявление уровня его усвоения и правильности понимания осуществляются на основе упражнения учащихся в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей. Большое внимание уделяется формированию у школьников правильного внутреннего отношения к данному нравственному требованию, осмыслению ими личного ответственного (безответственного) отношения к выполнению общественных обязанностей, активизации и стимулированию процесса выработки у каждого младшего школьника правильных мнений, суждений, взглядов на факты как собственного ответственного (безответственного) отношения к выполнению поручений, так и других членов коллектива. Проводится специальная работа, направленная на выработку у учащихся умения давать оценку действиям и поступкам (своим и товарищей) с точки зрения их соответствия усваиваемой моральной норме, ориентирующая их на самовоспитание, на необходимость самокорректировки своего эколого-экономического поведения.
Педагогические заметки:
Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного
возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных н ...
Приёмы развития речевого дыхания
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). 2) Формирование длительного фонационного выдоха. 3) Формирование речево ...
Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в свете
теории речевой деятельности
Современная психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. Такая трактовка впервые в советской и мирово ...