Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства

Страница 1

Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью и не предполагает закрепления полученных ранее знаний.

Структура занятия включала в себя две темы. Первая тема была направлена на коррекцию и развитие лексико-грамматического строя речи, в нее также входили задания по развитию стереогнозиса («волшебный мешочек), зрительной памяти («что изменилось?», «опиши куклу»), мелкой моторики («пальчиковая гимнастика», «конструирование из спичек»), мышления («4-й лишний», «логический поезд»), конструктивного праксиса («конструирование из спичек»), развитие дыхания («волшебный ветерок»), восприятия («разрезные картинки»), артикуляционной и мимической мускулатуры и нормализация тонуса («фронтальная артикуляционная гимнастика»).

Вторая тема включала работу по формированию и коррекции личностной и эмоционально-волевой сфер. Задания и игры на начальных этапах работы были направлены на сплочение и объединение группы, на устранение застенчивости и робости, на активизацию коммуникативных способностей. (Игра «клубочек», «дотронься до»).

Далее вводятся упражнения по кинезитерапии, которые снимают психо-эмоциональное напряжение, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение, формируют чувство темпа и ритма, активизируют творческое воображение и мышление («сочини свой танец», «лесная зверобика», «танец цветов» и т.д.). Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движений детей. Положительный эмоциональный фон урока создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности. Шильдер писал о танцевальной терапии: «Между последовательностью мышечных усилий (лежащих в основе любых выразительных движений) и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике…». Именно по этому нужно использовать в развитии детей не только методы воздействия на их сознание и мышление, но и телесные и танцевальные методы, отвлекающие контроль сознания над телом.

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей, с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксацией

(«волшебный сон», «кулачок»).

В занятия по кинезитерапии параллельно вводились упражнения по музыкотерапии («слушаем музыку»). Известный деятель музыкального воспитания В.И.Шацкая указывает на то, что способность эстетически воспринимать музыку, слышать основное в ее содержании, сопереживать отражающимся в ней чувствам, понимать значение выразительных средств – все это не является природными способностями человека, а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности. В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух поддерживает желание слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней.

На следующем этапе работа была направлена на развитие эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных качеств личности, это осуществлялось с помощью куклотерапии и имаготерапии. Дети смотрели кукольные представления, и это способствовало формированию волевых качеств, эмпатийных отношений, умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других, осознания необходимости выполнять правила этикета («беседа о вежливых словах», «доброта и жадность», «бережное отношение к природе», «беседа о дружбе»). В занятие включались сценки-этюды, помогающие детям освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни («разыгрывание ситуаций», «связующая нить», «хорошее настроение» и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: 1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Эти известные с древности напра ...

Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практическ ...

Организация рабочего места мастера
Рабочее место мастера является важным звеном в организации учебно-производственного процесса: оно должно обеспечивать эффективность занятий и снижение потерь рабочего времени мастера. Организация рабочего места мастера должна соответствовать современным методам обучения, требованиям научной организ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru