Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства

Страница 1

Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью и не предполагает закрепления полученных ранее знаний.

Структура занятия включала в себя две темы. Первая тема была направлена на коррекцию и развитие лексико-грамматического строя речи, в нее также входили задания по развитию стереогнозиса («волшебный мешочек), зрительной памяти («что изменилось?», «опиши куклу»), мелкой моторики («пальчиковая гимнастика», «конструирование из спичек»), мышления («4-й лишний», «логический поезд»), конструктивного праксиса («конструирование из спичек»), развитие дыхания («волшебный ветерок»), восприятия («разрезные картинки»), артикуляционной и мимической мускулатуры и нормализация тонуса («фронтальная артикуляционная гимнастика»).

Вторая тема включала работу по формированию и коррекции личностной и эмоционально-волевой сфер. Задания и игры на начальных этапах работы были направлены на сплочение и объединение группы, на устранение застенчивости и робости, на активизацию коммуникативных способностей. (Игра «клубочек», «дотронься до»).

Далее вводятся упражнения по кинезитерапии, которые снимают психо-эмоциональное напряжение, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение, формируют чувство темпа и ритма, активизируют творческое воображение и мышление («сочини свой танец», «лесная зверобика», «танец цветов» и т.д.). Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движений детей. Положительный эмоциональный фон урока создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности. Шильдер писал о танцевальной терапии: «Между последовательностью мышечных усилий (лежащих в основе любых выразительных движений) и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике…». Именно по этому нужно использовать в развитии детей не только методы воздействия на их сознание и мышление, но и телесные и танцевальные методы, отвлекающие контроль сознания над телом.

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей, с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксацией

(«волшебный сон», «кулачок»).

В занятия по кинезитерапии параллельно вводились упражнения по музыкотерапии («слушаем музыку»). Известный деятель музыкального воспитания В.И.Шацкая указывает на то, что способность эстетически воспринимать музыку, слышать основное в ее содержании, сопереживать отражающимся в ней чувствам, понимать значение выразительных средств – все это не является природными способностями человека, а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности. В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух поддерживает желание слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней.

На следующем этапе работа была направлена на развитие эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных качеств личности, это осуществлялось с помощью куклотерапии и имаготерапии. Дети смотрели кукольные представления, и это способствовало формированию волевых качеств, эмпатийных отношений, умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других, осознания необходимости выполнять правила этикета («беседа о вежливых словах», «доброта и жадность», «бережное отношение к природе», «беседа о дружбе»). В занятие включались сценки-этюды, помогающие детям освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни («разыгрывание ситуаций», «связующая нить», «хорошее настроение» и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...

Методика проведения занятий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занят ...

Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников
Изучив теоретические вопросы развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе. Цель нашей работы – выявление наиболее эффективных средств развития выразительности детских рисунков в процессе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru