Роль жизненной среды в развитии ребенка

Страница 4

Изменение, появление новых качеств в рамках отдельной составляющей (уклад или архитектура, или педагогическое пространство) при наличии системных отношений будет приводить к изменениям в других составляющих педагогической среды.

Становление уклада начинается с инициатив. В свете появления слов «договор», «инициатива» базовыми способами становятся способы педагогической деятельности, основанные на предоставлении свободы действий детей. А именно – самостоятельности детей, предоставление возможностей экспериментирования, простраивание продуктивных коммуникаций и т.д.

Как мы уже выяснили, окружающая среда играет огромную роль в успешном воспитании индивида, она обеспечивает основополагающее доверие к окружающему пространству, которого нет у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О создании детских домов семейного типа». Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди – родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Задачи:

- создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

- обеспечение охраны здоровья детей;

- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

- охрана интересов и прав воспитанников;

- освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

- формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

- формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.

Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Цель деятельности – социализация ребенка.

Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в таком учреждении, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остается выбор: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестким. Альтернативы – быть открытым, активным, небезразличным к другим такие учреждения своим воспитанникам практически не предлагают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р ...

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...

Электронный документооборот для управления образованием и образовательных учреждений
Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой д ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru