- деятельностный, побудительный, а не запрещающий характер регламентации жизни; присвоенность, осмысленность всех видов деятельности, в которые включается ребенок;
- cвязь времен в организации жизни ребенка, равная представленность в сфере общения и совместной деятельности людей разных возрастов, уважительное отношение к прошлому, опора на настоящее, «здесь и сейчас» происходящее, существование и проектирование будущего в виде целей и программ деятельности;
- фиксация взросления в виде оформления пространственно-деятельностных переходов, ритуалов, изменения организации пространств с переходом в новую систему возрастных отношений;
- «творимость» среды ребенком как условие его самореализации, воплощения себя во внешнем мире, возможность построения аутентичной ребенку среды;
- достаточное богатство, разнообразие различных элементов среды, побуждающее ребенка делать выбор и дающее ему возможность найти свою «социоэкологическую нишу».
Важнейшей характеристикой любой среды, в том числе и социальной, является такой ее параметр, как открытость – закрытость. Для социальной среды это означает возможность социальных переходов, особенно – вертикальную мобильность. Наличие такой возможности задает молодому человеку чувство перспективы, выступает мощнейшим мотиватором образовательной, социально развивающей деятельности, и, наоборот, ее отсутствие ведет к деструктивным изменениям в структуре личности.
Различные пространства жизни, в которые так или иначе включается подросток, зачастую оказываются в противоречии друг с другом. Определенное несовпадение норм различных социальных пространств является естественным и может выступать в качестве стимула для развития. Но если эти нормы противоречат друг другу, то выбор, который делает подросток, не всегда оказывается прогрессивным и способствующим развитию.
Жизнь ребенка в современном обществе жестко регламентирована, оставляет ему мало свободы для выбора, для авторского действия, особенно в социальной сфере. Жизнь в современном открытом обществе предельно открыта и требует постоянного самоопределения, самостоятельности и ответственности от своих членов. Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно лишь имея опыт таких действий – самостоятельных, активных, социально значимых – совершаемых в условиях детского сообщества.
Важной характеристикой пространства социального развития является набор доступных деятельностей, возможность включения в различные виды деятельности. Роль деятельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, черты характера, способности и т.д.), но и мотивационно-ценностную структуру (Выготский).
При этом умение не только осваивать, но и самостоятельно конструировать пространство среды становится одной из наиболее актуальных и значимых отличительных характеристик субъектности.
Как только субъект перестает определять, активно удерживать, достраивать пространство деятельности (а шире, пространство своего существования) он «выпадает» из деятельности или начинает ее имитировать. Только при условии самостоятельного проектирования мира, в котором человек и начинает жить, можно говорить о его реальной субъектности.
Педагогические заметки:
Основы нравственного воспитания
Под нравственностью понимается область жизни общества и поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она - проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной в ...
Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном обучении
Контроль и оценка результатов учебной деятельности младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоен ...
Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...