Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития

Страница 1

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое про­изводство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагоги­ческого производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспо­соблений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недо­пустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интим­ный, как они считают, педагогический процесс как технологи­ческий.

Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией за­канчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирова­ние, а без него не обойтись в педагогической деятельности, про­тиворечит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследовате­ли относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформировани­ем вначале американской, а затем и европейской школы. К наи­более известным авторам современных педагогических техноло­гий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отраже­на в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматривают­ся как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернети­ки, управления и менеджмента.

Первоначально многие педагоги не делали различий между тех­нологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понима­лась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на реше­ние педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии пред­полагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогиче­ских технологий специалистами, имеющими высокий уровень те­оретической подготовки и богатый практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвя­занной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология — это строго научное проектиро­вание и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявля­ется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования ком­плекса методов и приемов обучения и воспитания безотноситель­но к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая техноло­гия предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицирован­ным педагогом-профессионалом.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе
ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется боле ...

Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. ...

История становления социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru