Жесткость и регламентированность пространства. «Жестокое», невариативное пространство среды «навязывает свою логику» еще не оформленной, аморфной группе детей, подчиняет ее себе, превращаясь в единственно возможную. Жестокая и упорядоченная среда (на фоне не менее упорядоченного и задаваемого извне и по отношению к детям, и по отношению к взрослым стиля взаимодействия) не позволяет преобразовывать саму себя, требует подчинения и приспособления к ней.
Другими словами новая архитектоника среды должна способствовать самоорганизации быта и бытия всех участников образовательного процесса.
Взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований. Отсутствие поощрения собственной активности воспитанников формирует у них чувство вины, постоянный контроль, оценки поведения ребенка заставляют его делать все, как требуют взрослые. Все это создает атмосферу холода, формализма, вызывает появление чувств тревоги, страха, порождает проявление агрессии. Активность детей не находит отклика. Свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решений исключается. Личность ребенка подавляется, деформируется.
Опыт работы в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а психологические. Дети, живущие в таких учреждениях, к сожалению, будут копировать в своей будущей жизни ту модель, какую они видят каждодневно, – контакты, основанные на подчиненности, зависимость от старших, доминирование авторитарной системы. Часто в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи трудятся добросовестные люди, которые любят детей, стараются заменить им семью, помочь стать полноценными гражданами. К сожалению, сама существующая система их работы ориентирована только на выполнение «жесткого плана», игнорируя инициативу, творчество педагогов и детей.
Проанализировав литературу по проблеме влияния среды на ребенка, в частности, влияния среды детского дома, мы выделили, по нашему мнению, оптимальный список условий, способствующих становлению инициативности.
1. Предоставление разнообразной деятельности, поддерживающей интерес ребенка.
2. Обеспечение личного пространства.
3. Взрослый предъявляет себя как ресурс, в помощь и поддержку, в отличии как средство – сделать за ребенка.
4. Гибкость режима.
5. Наличие мест, «где все друг друга слышат».
Педагогические заметки:
Описание игр и анализ результатов
Эксперимент обучения мы проводили на базе школы ««Эврика - Развитие». Эта школа работает по системе Эльконина - Давыдова. Особенностью этой системы являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не да ...
Содержание экспериментальной программы для учащихся 5 – 6 классов,
основанной на игре «волейбол»
5 Класс. 1. Основы знаний Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Ознакомление с правилами волейбола, с ведением простого протокола. Личная и общественная гигиена. Форма игрока в волейбол. 2. Общая физическая подготовка Строевые команды. Перестроения из шеренги ж ко ...
Анализ требований образовательных программ по воспитанию
детей в сюжетно-ролевых играх
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руковод ...