Исторический обзор развития специального образования в РФ

Информация о педагогике » Образование детей с нарушениями психофизического развития в России » Исторический обзор развития специального образования в РФ

Страница 1

Одно из направлений в концепции модернизации системы образования России - новая модель обучения детей, имеющих проблемы в развитии, которые должны обеспечиваться психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением и специальными условиями обучения преимущественно в общеобразовательной массовой школе по месту жительства и только в исключительных случаях в специальных школах-интернатах. Следовательно, для детей с проблемами в развитии открывается возможность получить среднее образование без отрыва от семьи, находясь в комфортных, положительно-эмоциональных условиях любви и заботы со стороны родителей, при помощи квалифицированных специалистов и в стандартные сроки.

В России накоплен колоссальный опыт работы фундаментальной системы специальных учреждений, отвечающих всем запросам, нуждам и проблемам людей с ограниченными возможностями. Но, согласно требованиям того времени, система развивалась по пути дифференциации, когда дети получали все необходимое, оставаясь в стороне и "готовясь" к жизни в обществе.

Современная жизнь, гуманизация общества и общественных отношений требуют кардинально иного подхода к созданию условий процесса развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями. Сегодняшние условия процесса развития научного знания требуют интегрированного подхода ко всем областям и сферам воспитания и образования человека. Процесс гуманизации науки концентрирует внимание человечества на самом человеке.

Если считать 90-е годы в России началом перехода на новый этап развития системы специального образования, который Европа пережила в начале 70-х гг., то, по мнению Н.Н. Малофеева, следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени.

Тенденция к интеграции возникает в нашей стране под влиянием современных западных моделей, в то время, когда явно не готовы социальные, экономические и культурные предпосылки для интеграции по западному типу. Сопоставительный анализ делает очевидным существенные различия социокультурных условий возникновения и развития интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии. Россия вошла в интегративный период в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса. Обсуждение проблемы специального образования и интеграции не имеют под собой законодательной базы. В России традиция благотворительности была прервана в 1917 г., и в настоящее время это еще слабое общественное движение, не стимулируемое финансовым законодательством. Средства же массовой информации лишь в последние годы "открыли" для себя проблемы детей с отклонениями в развитии.

Отечественная наука - специальная психология и педагогика начала разработку интегративных подходов к обучению в 1976-1981 гг., т. е. в тот период развития государства и общества, когда в стране проблема интеграции в контексте прав человека еще не поднималась.

Исследователи подошли к интегративным формам обучения детей с выраженными нарушениями в развитии в логике развития научных исследований об использовании сензитивных периодов становления высших психических функций и предупреждения возникновения "социальных вывихов". Развивая идеи Л.С. Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Как указывают авторы Л.С. Волкова, М.И. Никитина, Л.М. Шипицына и др., происходящие интеграционные процессы в обучении детей с ограниченными возможностями в России имеют свою специфику, так как развиваются в условиях особого социокультурного статуса. Российские ученые рассматривают в основном понятия "интеграция" и "интегративное обучение" в сопоставлении с понятиями "дифференциация" и "дифференцированное обучение". Авторы обращают внимание на то, что сегодня в России сосуществуют два этих пути развития специального образования. Дифференциация идет за счет совершенствования всех восьми видов специальных (коррекционных) учреждений, а также появления новых, таких, как разные психолого-педагогические, медико-социальные центры, специальные школы для детей с девиантным поведением и др. Интеграция предполагает социальную интеграцию, т.е. интеграцию в общество, социум, а также интегрированное обучение.

В настоящее время в России наиболее важным принципом в образовании вообще и в специальном, в частности, является гуманизация, под которой понимается преодоление обезличенности специального образования, поворот школы к ребенку, к его нуждам и интересам, переход к "детоцентристской" образовательной системе. Исходя из требований современной жизни в России и проблем интегрированного обучения, которые затрагивают интересы и потребности самих учащихся со специальными нуждами и их родителей, вытекает необходимость существенного обновления содержания обучения. Разработка новой идеологии в сфере специального образования обуславливает актуальность создания стандарта образования для детей с проблемами в развитии.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Методология, методы и логика педагогического исследования
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные ме­тоды исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науко­ве ...

Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р ...

Театр как социально-культурный и педагогический феномен
Культура в широком смысле слова всегда являлась неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сами термины цивилизация и культура достаточно синонимичны по своему лексическому значению. Культура (от латинского cultura, от основы colere – возделывать) - совокупность материальных и культурных ценност ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru