Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет

Информация о педагогике » Педагогические пути коррекции осанки умственно отсталых детей 7-8 лет » Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет

Страница 2

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей .

Понятие "умственно отсталый ребенок" охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. "разлитой", характер. Все это обуславливает у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко – в познавательной.

Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и значительного снижения интеллектуальной деятельности характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети - олигофрены (от греч. Oligos – малый + phren - ум).

Ряд исследователей (А.Р.Лурия, В.И.Лубовский, А.А.Мещаряков) сделали вывод, что при умственной отсталости наблюдаются нарушения общей нейродинамики, патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов.

Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора-трех лет жизни, то есть до становления речи .

Дети – олигофрены являются наиболее изученными в психологическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в специальных садах для детей с поражениями центральной нервной системы и учащихся школ и школ – интернатов для умственно отсталых детей.

В последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии – со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т.п.

Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально – волевой сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохраненные способности – музыкальный слух, чувство ритма, способность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружающими и т.п.

Клинико-психологическая структура умственной отсталости обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом, с преимущественной незрелостью ее коры.

Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин.

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внутренние, обусловленные, как правило, генетическими факторами. Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности
В структуру игры как процесса входят: - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средство реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) – область действительност ...

Опыт организации молодежного досуга в России
Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, ...

Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 э ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru