Динамика результатов исследования по итогам реализации программы

Страница 1

После проведения программы мы провели повторное исследование по методикам: Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка».

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой направлена на определение коэффициента социально-психологической адаптированности, выявление факторов дезадаптации подростков.

Высказывания опросника сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности:

приятие – неприятие себя

приятие других – конфликт с другими

эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт

ожидание внутреннего – внешнего контроля

доминирование – ведомость

«уход» от проблем

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

В соответствии с предложенными факторами был определен характер адаптированности участников экспериментальной и контрольной группы, представленный в нижеследующей таблице 1 см. приложение 3.

Данные по результатам методики демонстрирует низкий индекс социально-психологической адаптированности у 50% участников экспериментальной группы – Сережа Ш., Саша Ш., Женя Т., Коля П., Света К., Алеша П.

Качественную характеристику участников группы отражает диаграмма на рисунке 5.

Рис. 5. Характеристика участников исследования по методике Шкала социально-психологической адаптированности в контрольной и экспериментальной группе до и после проведения программы

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошло 2 человека – 16% группы имеют высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

Во 2 шкалу вошел 1 человек – 8% группы имеют завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

В 3 шкалу вошел 1 человек – 8% группы – по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

В 4 шкалу вошло 2 человека – 16% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

В 5 шкалу вошло 5 человек – 45% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошел 1 человек – 8% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

В 7 шкалу вошел 1 человек – 8% избегают проблем.

По повторным результатам методики К. Роджерса и Р. Даймонда был выявлен средний уровень социально-психологической адаптированности у 6 участников (50%), что свидетельствует о том, что проведенная программа дает положительный результат.

Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняю-щемуся поведению» определяет на сколько подростки склонны к тем или иным видам девиаций в поведении. Для этого участникам было предложено повторно ответить на вопросы, характеризующие склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к делинквентному поведению и характер волевого контроля эмоциональных реакций.

Данные по методике отражает повторные результаты тестирования и демонстрирует выраженность у участников экспериментальной группы тех или иных видов девиантного поведения.

Так же демонстрируют, что высокий уровень предрасположенности к девиациям в поведении различных видов и содержания выявлен у 30%% участников экспериментальной группы, что подтверждает положительную динамику проведенной программы.

Более наглядно повторные результаты выраженности разных видов девиантного поведения подростков экспериментальной и контрольной группы демонстрирует рисунок 6.

Рис. 6. Повторные результаты качественного анализа выраженности девиантного поведения испытуемых до и после проведения программы

Представленный рисунок 2 демонстрирует данные контрольной и экспериментальной группы. Данные контрольной группы остались без изменений, а данные экспериментальной показали, что 3 человека, что составляет 35% группы, не имеют четких представлений и установок на социальную желательность, т.е. их морально-нравственные нормы неустойчивы.

Склонность к нарушению норм и правил поведения выявлена в ответах 40% участников группы.

Склонность к аддиктивному поведению проявляют 3 человек, т.е. 35% участников экспериментальной группы. Склонность к саморазрушающему поведению выявлена у 1 участника. Склонность к агрессии и насилию – 2 участника. Склонность к делинквентному поведению обнаружена у 1 участника.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возра ...

Художественно-эстетическая творческая деятельность
Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость — расширение знаний о специфике, структуре искусства и способах построения художественного образа и формирование способност ...

Диагностика уровня познавательного интереса учащихся к предмету русский язык
Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Известно, ч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru