Основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР

Страница 1

Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности.

Эстетика – это наука о прекрасном в действительности и искусстве .

Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и комическое и т.д

С помощью эстетики мы познаём мир в целом, выражая к нему наше, человеческое, общественное отношение.

Термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким ученым Александром Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философы осмысление его сущности достигли довольно высокого уровня развития. Гераклит, Демокрит, Аристотель со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах объектов. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются мыслителями как объективные стороны прекрасного.

Одна из центральных задач общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе — развитие у детей чувства прекрасного, формирование художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатства окружающего нас мира, т.е. формировать качества эстетически развитой, творчески активной личности, отстаивающей жизненную позицию, способной наследовать и приумножать материальные и духовные богатства своего Отечества.

Формированию творчески активной личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждение личности,укрепляет готовность к самостоятельным действиям, способность творчески использовать свой опыт.

Важную роль в развитии творческой деятельности играет начальная школа. В эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение,обобщать, делать выводы, начинают проявляться интересы. Включение детей в трудовую деятельность создает благоприятные условия для развития технического и художественного творчества, развития опытнической работы.

К сожалению, эти возможности лишь в незначительной степени используются для воспитания способности и потребности творчески трудиться.

Успешное формирование творческих способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о природе эстетического воспитания, его задачи и цели претерпевали изменения со времен Аристотеля и Платона вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были связаны с развитием эстетики как науки и осознания сущности ее предмета. Термин «эстетика» произошел от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Н. Г. Чернышевский и Д. Дидро) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория стала основой системы эстетического воспитания.

В настоящее время проблема эстетического воспитания, личностного развития, формирования эстетической культуры - это одна из первостепенных задач, стоящих перед школой. Данная проблема достаточно полно разработана в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе и другие .

В литературе существует большое количество разнообразных подходов определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

В советской педагогике эстетическое воспитание определялось, как воспитание способности чувствовать, целенаправленно воспринимать и верно понимать и оценивать красоту окружающего мира – в общественной жизни, природе, труде и произведениях искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
Способность выделять существенное Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, за ...

Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду
Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" и с учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов [1, с.102]: 1) ...

Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru