Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы знаете их дидактические функции. Таким образом, мы можем вполне компетентно подойти к рассмотрению вопроса об организации и проведении телекоммуникационных проектов, в том числе и международных. Здесь есть своя специфика, отличающая, например, телекоммуникационный проект от обычного (методику его организации и проведения) . Метод проектов остается по существу тем же, со всеми своими принципами и типологией. Но, как известно, в системе все взаимообусловлено, и специфика используемого средства не может не влиять на специфику реализации самого метода.
Расширение международных контактов во всех областях человеческой деятельности, более свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуникационной технологии создают принципиально новые условия для сферы образования. Работа с информационными массивами, умение найти необходимую информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в разнообразных целях познания – все это становится одним из основных видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся в современных и будущих школах и вузах.
Быстрое развитие компьютерных телекоммуникаций в России за последние два-три года, относительная доступность телекоммуникационных технологий для школ и вузов в связи с появлением некоммерческих сетей формируют учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования, а новые информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира.
Внедрение телекоммуникаций в образование идет в основном по четырем направлениям:
1) информационное обеспечение систем образования (создание в сетях баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, виртуальных мультимедийных клубов, музеев и пр.);
2) совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, студентов, педагогов, научных сотрудников;
3) дистанционное обучение различных целевых направлений, различных форм и видов;
4) свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы.
Учебный процесс следует рассматривать в качестве определенной педагогически системы, компонентами которой являются цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Функциональные связи между компонентами системы устанавливаются и обусловливаются не только и не столько целями обучения, но в первую очередь реализуемой концепцией образования. Первичны в такой системе дидактические категории. Именно они определяют системообразующие связи между компонентами. Способы реализации того или иного метода обучения, организационные формы обучения, средства обучения могут быть различными. Их выбор диктуется наиболее рациональным способом достижения поставленных целей. Если мы определили для себя необходимость, педагогическую целесообразность использования метода проектов для достижения целей интеллектуального развития личности, мы стараемся вписать этот метод в общую концепцию обучения. При этом реализация самого метода (при условии, разумеется, четкого следования основным его принципам) достигается разными способами.
Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы курса предмета телекоммуникационный проект ни проводился, участникам его приходится использовать свои знания из области информатики, родного, иностранного языков, литературы, истории, математики и пр.
Что же такое телекоммуникационный проект?
Появившись в начале 1980-х годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Основной формой построения учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Педагогические заметки:
Математическое развитие младших школьников
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечива ...
Особенности развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с
нарушениями зрения
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно п ...
Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами ...