Смыслообразование (т.е. установление связи между целью и результатом совместного учения) происходит, благодаря систематическому сопоставлению поставленных классом задач (вопросов) и достигнутых в ходе практического исследования результатов, что лежит в основе методики проектирования уроков практически по всем учебным предметам в первом классе.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Эти действия проявляются в:
целеполагание как постановка учебной цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Осуществляется это благодаря использованию оценочных «линеечек» и «лесенок». Учитель помогает первоклассникам выделить критерии оценки своих достижений, осуществить анализ результатов и сформулировать новые цели.
планирование – составление плана и последовательности действий, — осуществляется в первом классе многократно. Сначала всем классом под руководством учителя, затем – в группе совместно работающих детей, затем – в парах, и, наконец, индивидуально.
контроль в первом классе организуется в форме сличения результата действия с заданным эталоном и результатами других учеников и групп с целью обнаружения отличий (постраничная самопроверка выполнения заданий, сравнение и анализ групповых проектов);
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, в первом классе осуществляется благодаря системе заданий, в которых ученикам предложены высказывания других детей и нужно определить, могут ли они судить об этом или им это пока неизвестно; если могут, то каким способом они получили это знание, и, наконец, согласны ли они с высказыванием – истинно оно или ложно.
Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
общеучебные универсальные действия, такие как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в первом классе только начинают формироваться. Кроме совместной постановки учебно-познавательных целей, на развитие этого умения направлены задания на выявление непонятного (постановку познавательного вопроса), использование символа «знак вопроса» для обозначения сомнения (например, на уроках обучения грамоте при записи слова с необъяснимой орфограммой может использоваться специальная форма записи со знаком вопроса – ш?л (шёл), ш?в (шов) – дети в данном случае учатся только находить проблемные написания, для которых пока у них нет правила);
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска осуществляется благодаря различению для учеников на первых же занятиях по курсу «Окружающий мир» таких способов получения информации как чтение (поиск информации в справочниках), спрашивание (у взрослых – учителей, специалистов, родителей) и наблюдение. В течение всего первого года обучения ученики пользуются этими способами, а учитель организует рефлексию применения этих способов в зависимости от конкретных задач. В учебно-методический комплекс для таких задач введено специальное обозначение. Во втором классе дети учатся работать со справочной литературой разного рода (языковые словари, справочники, энциклопедии), в третьем и четвертом пробуют самостоятельно составить орфографический и математический справочники. Компьютерный поиск также включается на третьем-четвертом году обучения;
Педагогические заметки:
Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны, с ориентацией на личностное развитие учащихся, на повышение их адаптационных возможностей в процес ...
Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии
на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...
Лингво-психологическая характеристика письма, как вида речевой деятельности
Язык является важнейшим средством человеческого общения, обслуживая все виды деятельности человеческого общества. Общение может происходить как непосредственно в личной беседе, взаимной переписке, так и опосредованно – через книгу, телевидение, радио, газету. Это свойство любого языка, в том числе ...