Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Информация о педагогике » Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова » Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 4

Задания, которые предлагаются детям, часто удобнее решать не индивидуально, а в группах. Это действительно необходимо на тех этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или тогда, когда для выполнения задания требуется проделать несколько действий и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Или тогда, когда выполнение задания требует одновременного удерживания нескольких позиций (ролей), например исполнителя и контролера, а это затруднительно еще для первоклассника.

При решении групповых задач и в общеклассной дискуссии важно, чтобы дети слушали друг друга так же внимательно, как и учителя. Поэтому учитель никогда не должен повторять сказанное ребенком, что бы тот ни сказал. Если кто-то его не услышал, можно попросить повторить сказанное. Если ребенок возражает или поддерживает мнение другого, необходимо следить за тем, чтобы он обращался непосредственно к тому, кому он отвечает, поворачиваясь лицом к нему, например: «Ира, я с тобой не согласен!»

Иногда дети смеются над ребенком, сказавшим, по их мнению, глупость. Необходимо демонстрировать детям равноценность всех мнений и по возможности обращать их внимание на те моменты, когда чье-нибудь ошибочное предположение натолкнуло весь класс на правильный ответ.

Нужно помнить, что решение творческих задач всегда связано с большой эмоциональной напряженностью и риском. Дети должны преодолевать боязнь ответить неправильно, научиться смело высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. В этом им могут помочь как учитель, так и другие дети. Вполне допустимо вызывать к доске не одного ученика, а сразу нескольких (2-3), создавая таким образом группу поддержки для каждого из них.

Организация групповой работы требует от учителя:

а) четкого предварительного продумывания ее задач;

б) четкого инструктирования детей о задачах и способе работы, о характере результата, к которому должны прийти дети (например, выработать единое решение, договориться, кто будет отвечать от группы, и знака ми показать готовность группы);

в) продумывания, в какой момент и чем закончить групповую работу (например, когда все группы покажут свою готовность или первая группа будет готова и т.д.);

г) продумывания, в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы, как сделать это обсуждение максимально интересным для детей и продуктивным (в частности, чтобы все группы не повторяли одного и того же ответа).

Задачи групповой работы могут быть различны. Это может быть задача поиска нетривиального решения, и тогда работа детей строится по принципу «мозгового штурма». Это может быть задача, требующая от детей распределения функций или действий внутри группы (задача со сложной последовательностью действий), — и тогда учитель должен продумать, как распределить эти действия внутри группы. Это может быть задача прояснения какого-либо понятия, и тогда учитель предлагает детям разбиться на две подгруппы внутри каждой группы, которые отстаивали бы противоположные позиции.

В случаях, когда какой-либо способ действия не может быть (в связи с недостатком времени) отработан на индивидуальном уровне, контрольную работу следует провести учителем в групповой форме (например, в парах).

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны, с ориентацией на личностное развитие учащихся, на повышение их адаптационных возможностей в процес ...

Учебно-методический комплекс как основа развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Реализация образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовой школьной практике обеспечивается учебно-методическим комплексом, построенным на единых концептуальных основаниях и в то же время допускающим определенную вариативность использования. Таким образом, используя данный комплек ...

Как проходит обучение в магистратуре
Магистратура – это возможность повысить уровень своего образования и получить диплом, который будет признаваться во всем мире. Но многие студенты предпочитают традиционный путь обучения, а именно 5 лет и получение диплома специалиста. Некоторых останавливает дополнительный год обучения, ну а многие ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru