Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Информация о педагогике » Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова » Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 3

организация моделирования в образовательной системе Эльконина-Давыдова является центральным учебным действием. Работа по поиску способов действий всегда сопровождается моделированием, то есть фиксацией открытого способа действий в некоторой схеме (модели). Схема способа действий позволяет детям строить свою работу при столкновении с новым материалом, выделять единое общее отношение в разных условиях, служит планом действий. Поэтому учитель должен поддерживать работу детей так, чтобы схема способа действий становилась действительным психологическим орудием детей, помогала им на всех этапах их работы с предметом. Например, использование специальных звуко-буквенных моделей в период обучения грамоте, отражающих не только последовательности звуков и букв, но и их неоднозначные отношения (с помощью «стрелочек», показывающих «работу», т.е. функции, букв), позволяет детям глубже осознать позиционный характер общего способа письма, которым овладевают первоклассники.

Цель схематизации открываемых детьми способов действий — фиксация этих способов и последующее закрепление их сразу как общих для решения большого класса задач. Работа детей, решающих задачу через моделирование, направляет восприятие иначе, позволяет увидеть и выделить в объекте то, что очерчено моделью или, наоборот, противоречит ей. Появляется пристальный взгляд, попытки найти слова, чтобы описать происходящее. По сути дела, схема, чертеж или модельная конструкция становятся «очками», через которые ребенок начинает видеть мир. Работа со схемами должна проводиться на каждом уроке по мере их появления, но недолго по времени. Учитель может предлагать детям: рассказать, что показывает схема или тот или иной знак; составить схему нужного способа («Что ты собираешься делать?») из нарисованных на карточках символов; ближе к концу года ввести свои обозначения для чего-либо; найти ошибку в нарисованной учителем или другим ребенком схеме; дополнить или изменить схему в соответствии с задачей; объединить схемы, нарисованные по-разному, но означающие одно и то же; выполнить действия в порядке, показанном на схеме, и пр.;

логические действия, такие как: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, — являются непосредственным предметом формирования в 1 классе. В учебных предметах учебно-методического комплекса это направление представлено блоками заданий на описание объектов (как искусственных, так и естественных), конструирование, построение и анализ рядов (на материале разных искусственных и естественных объектов), построение и анализ классификаций, заданиями по наблюдению и схематизации процессов (физических процессов, сезонных изменений, физиологических процессов, доступных наблюдению и пр.); решение задач на части и целого и пр.;

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми интенсивно формируются на первом году обучения благодаря многообразным формам практического и учебного сотрудничества, являющегося неотъемлемой формой обучения в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. В учебно-методическом комплексе для работы, требующей разделения действий, введено специальное обозначение.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление старших дошкольников занятий ритмопластикой
Целью программы своего формирующего эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние ритмопластики на личностное становление старших дошкольников на занятиях в ДОУ. Задачами программы психотренинга Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», стоит: - развитие двигательны ...

Опыт работы современных образовательных учреждений по проблемам использования методов проектов
Интересным на наш взгляд, можно считать опыт работы учителя Лавриненко Людмилы Владимировны, которая предлагает нам один из таких проектов в котором организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Здесь осуществляется итоговый контроль знаний учащихся, в котором используются груп ...

Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru