Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии:
1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий;
2. способность контролировать эмоции;
3. степень коммуникативного контроля в общении.
Методики для определения самоконтроля поведения гиперактивных подростков были отобраны следующие:
1) Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности по бланку наблюдений Г.С. Никифоровой, В.К.Васильева, С.В.Фирсова. Цель наблюдения: выявить, способен ли подросток прилагать усилия воли для преодоления препятствий (Приложение 2).
2) Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (авторы Г. С. Никифорова, В.К.Васильев, С.В.Фирсов). Цель: выявление выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Приложение 3).
3) Тест "Уровень коммуникативного контроля в общении" (автор Л.Д.Столяренко). Цель: определить уровень коммуникативного контроля в общении (Приложение 4).
Итак, по наблюдению в урочной и внеурочной деятельности мы можем отметить следующие черты:
1. Уровень волевых усилий для преодоления препятствий у гиперактивных подростков низкий.
Айнур К. по результатам наблюдений набрал 21 балл, что характеризует низкий уровень самоконтроля. Особенно это проявляется в использовании сильных волевых качеств в антиобщественных целях. У Айнура самый низкий уровень самоконтроля по сравнению с другими подростками.
Айгуль К. всего набрала 23 балла. По результатам наблюдений можно сказать, что самоанализ иногда может возникнуть под влиянием осуждения окружающих, но самостоятельно не стремится их развивать. С трудом преодолевает препятствия, требующих волевого начала.
Мурат Р. набрал максимальное количество – 25 баллов. Но, несмотря на это, самоконтроль считается низким. Навыков самоанализа не имеет и не стремится их развивать. Слабая волевая регуляция поведения.
Гульдар Р. набрала 24 балла, что тоже являются низким уровнем. Самоанализ отсутствует, либо выражено критическое отношение к себе. Слепое подчинение чужому негативному влиянию.
"Диагностика уровня волевых усилий для преодоления препятствий"
Диаграмма 1.
Обобщая результаты, мы приводим диаграмму 1. У подростков низкий уровень самоконтроля поведения. Видно: самый низкий уровень у Айнура К. (21 балл), а самый высокий – у Мурата Р. (25 баллов), но это тоже считается низким. Таким образом, в результате наблюдений все дети набрали меньше 25 баллов, что характеризует низкий уровень волевых усилий для преодоления препятствий.
2. Диагностика способности контролировать эмоции также свидетельствует о слабом умении контролировать свои эмоции и результаты мы приводим в диаграммах 2, 3, 4, 5.
Диагностика уровня умения контролировать эмоции у Айнура К
Диаграмма 2
Из этой диаграммы видно что, эмоциональный самоконтроль составляет 12 баллов, самоконтроль в деятельности – 15, социальный самоконтроль (или самоконтроль в поведении) – 14. В итоге получилось 41 балл, что характеризует низкий уровень.
Педагогические заметки:
Модель нового мышления формирования навыков
Для того, чтобы каждый учащийся обрел свободу мышления и свой «голос» важно опираться в обучении по отношению к учащемуся на парадигму целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности учащегося, как целого ч ...
Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...
Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре
«волейбол»
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. Волейбол как базовый вид спорта нашей программ ...