Разработанный факультативный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к математике, развитию их логического и аналитического мышления, математической интуиции. При его изучении внимание школьников акцентируется на практическое применение свойств и теорем в повседневной жизни, показывается связь математики с окружающей действительностью, а так же вычисление площадей моделей плоских фигур в реальных условиях.
Систематическое изучение курса планиметрии предоставляет широкие возможности рассмотрения и изучения свойств геометрических фигур. Однако существующее в современном образовании противоречие между уменьшением количества часов, отводимого на изучение математики и вызванного устранением перегрузки учащихся, и повышением требований к качеству знаний и умений, акцентирует внимание на содержании факультативных курсов, проводимых в рамках вариативного компонента.
Программа факультативного курса «Четырехугольники на плоскости» предназначена прежде всего для работы с учащимися 8 классов. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 7 часов и содержит пять тем, на изучение которых рекомендуется отводить от 1 до 3 часов учебного времени. Занятия должны проводиться один раз в неделю, тем самым достигается последовательности изучения основного материала на занятиях по геометрии базового компонента, а факультативные занятия лишь дополняют его. Занятия должны вестись параллельно с основными уроками по учебному плану и в соответствии с темой.
Тематика курса с системой соответствующих заданий позволяет учителю осуществлять личностно-ориентированное обучение, дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.
Основная цель курса: развитие у учащихся логического мышления, познавательной и творческой активности на основе решения задач на определение и использование свойств геометрических фигур, а в частности четырехугольников.
В результате изучения факультативного курса «Четырехугольники на плоскости» у учащихся:
расширяются и углубляются знания, связанные с содержанием программы основного курса геометрии;
осуществляется пропедевтическое изучение систематического курса стереометрии;
формируются практические навыки и умения работы с геометрическим инструментарием;
усиливается прикладная направленность изучения математики;
развивается математическая интуиция, логическое и абстрактное мышление;
формируется культура математической речи;
развиваются математические и конструкторские способности;
повышается познавательная активность, формируется познавательный интерес, развивается интеллектуальный и творческий потенциал;
формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской и творческой работы с научной литературой;
создается комфортная, положительно ориентированная направленность на изучение математики.
Таблица 2.1 – План занятий
Номер урока |
Наименование темы урока |
Тема повторения, задачи |
1 |
Вводное занятие | |
2 |
Четырехугольники: параллелограмм |
Параллельные прямые |
3 |
Прямоугольник, ромб |
Прямоугольный треугольник |
4 |
Квадрат, трапеция |
– |
5 |
Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. |
– |
6 |
Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. | |
7 |
Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. | |
8 |
Зачетное занятие |
Педагогические заметки:
Развивающая учеба как средство активации познавательных интересов учеников
в процессе изучения зарубежной литературы
Все, что ученик может взять сам нельзя ему давать. В.О.Сухомлинский Педагоги интересуются новыми технологиями, которые бы имели наилучший эффект в овладении знаниями нашими воспитанниками. Среди таких педагогических технологий на особенное внимание заслуживает развивающая учеба. Еще в начале 30-х г ...
Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результа ...
Особенности детей с отклонениями в эмоционально-личностном
развитии и поведении
Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении – это дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и прояв ...