Разработанный факультативный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к математике, развитию их логического и аналитического мышления, математической интуиции. При его изучении внимание школьников акцентируется на практическое применение свойств и теорем в повседневной жизни, показывается связь математики с окружающей действительностью, а так же вычисление площадей моделей плоских фигур в реальных условиях.
Систематическое изучение курса планиметрии предоставляет широкие возможности рассмотрения и изучения свойств геометрических фигур. Однако существующее в современном образовании противоречие между уменьшением количества часов, отводимого на изучение математики и вызванного устранением перегрузки учащихся, и повышением требований к качеству знаний и умений, акцентирует внимание на содержании факультативных курсов, проводимых в рамках вариативного компонента.
Программа факультативного курса «Четырехугольники на плоскости» предназначена прежде всего для работы с учащимися 8 классов. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 7 часов и содержит пять тем, на изучение которых рекомендуется отводить от 1 до 3 часов учебного времени. Занятия должны проводиться один раз в неделю, тем самым достигается последовательности изучения основного материала на занятиях по геометрии базового компонента, а факультативные занятия лишь дополняют его. Занятия должны вестись параллельно с основными уроками по учебному плану и в соответствии с темой.
Тематика курса с системой соответствующих заданий позволяет учителю осуществлять личностно-ориентированное обучение, дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.
Основная цель курса: развитие у учащихся логического мышления, познавательной и творческой активности на основе решения задач на определение и использование свойств геометрических фигур, а в частности четырехугольников.
В результате изучения факультативного курса «Четырехугольники на плоскости» у учащихся:
расширяются и углубляются знания, связанные с содержанием программы основного курса геометрии;
осуществляется пропедевтическое изучение систематического курса стереометрии;
формируются практические навыки и умения работы с геометрическим инструментарием;
усиливается прикладная направленность изучения математики;
развивается математическая интуиция, логическое и абстрактное мышление;
формируется культура математической речи;
развиваются математические и конструкторские способности;
повышается познавательная активность, формируется познавательный интерес, развивается интеллектуальный и творческий потенциал;
формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской и творческой работы с научной литературой;
создается комфортная, положительно ориентированная направленность на изучение математики.
Таблица 2.1 – План занятий
Номер урока |
Наименование темы урока |
Тема повторения, задачи |
1 |
Вводное занятие | |
2 |
Четырехугольники: параллелограмм |
Параллельные прямые |
3 |
Прямоугольник, ромб |
Прямоугольный треугольник |
4 |
Квадрат, трапеция |
– |
5 |
Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. |
– |
6 |
Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. | |
7 |
Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. | |
8 |
Зачетное занятие |
Педагогические заметки:
Работа учащихся с таблицами и схемами
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный матери ...
Психологическая характеристика чувств и эмоций аномального ребенка
Эмоции и чувства человека являются одной из форм отражения реального мира. Однако они представляют собой отражение не самих предметов и явлений действительности, а их отношений к потребностям и мотивам деятельности человека. Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и те ...
Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе
математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...