Характеристика современного урока русского языка

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Характеристика современного урока русского языка

Страница 1

Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением количественных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно – воспитательным процесса со стороны педагога.

Теперь обратимся к основной форме организации педагогического процесса, к уроку.

Преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной. групповой и индивидуальной работы: позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся, стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

В словаре С. И. Ожогова дано четыре значения слова урок6

1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.)

2. Учебная работа, заданная ученику (Выучить уроки).

3. Учебный час, посвященный отдельному предмету (Урок музыки, звонок на урок).

4. перен. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего (это ему урок на будущее).

Теперь рассмотрим требования к современному уроку русского языка.

Каждому учителю хорошо известно, что любой урок, в том числе и русского языка, должен быть обучающим, развивающим, воспитывающим.

В практике обучения сложилась такая система, при которой учитель, планируя урок, определяет три разные задачи: дидактическую, т.е. как бы намечает три параллельные линии, которые он должен провести.

Если на каждую из этих задач посмотреть не поверхностно, не формально, если подойти к ним с учетом современного толкования понятий "развитие" и "воспитание" в процессе обучения, то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии, а одна, обеспечивающая решение триединой задачи.

Рассмотрим вопрос о взаимосвязи обучения и развития.

Если встать на позиции развивающего обучения, связывая его прежде всего со становлением у школьников умения учитывается, т.е. целенаправленно с помощью учителя двигаться от незнания к знанию, то это означает, что и содержание учебной работы, и способы ее организации, и используемые средства - все должно обеспечивать одновременно формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими конкретных, в данном случае лингвистических, знаний и умений. Иначе говоря, задача учителя – осуществить ограниченное слияние процессов обучения и развития младших школьников. Учебная самостоятельность младшего школьника начинается с его способности разграничивать: это я знаю, умею, а этого я еще не знаю, не умею. Но чтобы ребенок мог осознать такой разрыв, знания, которыми он владеет, следует сделать системными. Введение любого нового знания должно быть подготовлено логикой предшествовавшей работы, благодаря чему осознано самим учеником как недостающее и как желаемое. Обучение представляющее собой правильно организованную систему постановки и решения учебный задач, и будет носить развивающий характер.

Развивающий характер урока достигается не вкраплением отдельных развивающих заданий, а всем строем работы. Станет урок развивающим или нет, зависит от того, будет ли материал урока теоретически содержательным, будет ли ученик впитывать готовые знания, действовать по образцу, механически отрабатывать ту или иную операцию, или сам убедится в необходимости нового знания или умения и предпримет усилия для его приобретения, а затем станет осознанно пользоваться им, применяя для решения познавательных задач.

Наряду с понятием "развивающее обучение" все большую значимость приобретает сегодня понятие воспитывающее обучение.

На внутреннюю, глубинную связь процессов обучения и воспитания всегда указывали педагоги и методисты. Современная же действительность еще раз подтверждает мысль о том, что обучение и воспитание "неотторжимы друг от друга и ущерб одному наносит вред – иногда подчас, иногда отсрочено – всему учебно – восстановительному процессу.

Чтобы понять всю глубину взаимосвязи обучения и воспитании, степень влияния первого на второе, необходимо вдуматься в одну из важнейших закономерностей, сформированных в дидактике: обучения всегда "оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. В последнем случае обучение консервирует, закрепляет и тем самым усиливает какие-то качества личности".

Таким образом, то, какие качества личности сформируются, какие получат развитие или постепенно исчезнут, какое утвердится отношение к миру, как оно закрепится в поведении ребенка, все это в определенной мере зависит и от характера обучения.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Перспективы развития художественного творчества детей
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных ва ...

Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...

Векторные треугольники скоростей и перемещений в задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru