Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты:
· Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного стандарта по математике.
· Изучение стохастической линии целесообразно начать со статистического материала и излагать весь последующий материал индуктивно.
· С учащимися необходимо рассмотреть различные понятия вероятности: классическое, статистическое и геометрическое. В противном случае происходит неполное представление о нем.
· Последовательность изучения понятия вероятности должна быть такова: вначале необходимо ввести и сформировать представление о статистической вероятности, затем, отмечая неудобство использования такого определения и его явную неточность, перейти к изучению классической вероятности и в завершении рассмотреть геометрическую вероятность как один из способов решения проблемы конечности числа исходов в классической вероятностной схеме. Такая последовательность изучения не соответствует историческому развитию науки, но помогает избежать типичных ошибок и неверных представлений о вероятности, способствует развитию вероятностного мышления и интуиции.
· При введении каждого из определений вероятности необходимо обращать внимание учащихся на его недостатки и области возможного применения.
· Поскольку основным средством обучения математике являются задачи, то при изучении вероятностно-статистической линии необходимо рассматривать с учащимися разнообразные задачи и примеры, особо выделяя среди них задачи практического характера, устанавливающие взаимосвязь изучаемых фактов и явлений с жизнью, опытом учащихся.
· Для полноценного и качественного усвоения данного материала необходимо максимально учитывать принципы дидактики. Поэтому необходимо:
1. Максимально использовать средства наглядности, опытную работу с учащимися.
2. Сопроводить изучение иллюстративными задачами и примерами.
3. Рекомендовать учащимся дополнительную литературу по данной теме, доступную для их понимания.
4. Предусмотреть задачи для самостоятельной работы учащихся.
5. Учитывать индивидуальные особенности школьника при решении различных задач и примеров.
6. Добиваться прочности знаний с помощью решения задач, опирающихся на ранее изученный материал.
В 5 классе целесообразно начать изучение вероятностно-статистической линии с рассмотрения таблиц
и диаграмм
. Причем необходимо обратить внимание учащихся на то, что таблицы и диаграммы это не какие-либо геометрические объекты или фигуры, а один из способов представления информации в удобной и наглядной форме. Для решения этого вопроса можно в начале самого первого урока, посвященного данной теме, в качестве небольшой игры разделить класс на 2 команды и предложить этим командам решить одну и ту же задачу, предлагаемую на карточке, победившей будет считаться команда быстрее справившаяся с заданием. Суть игры в том, что для одной команды задача представлена в текстовом виде, а для другой – в виде таблицы.
Оля провела опрос среди одноклассников и выяснила, сколько времени в день каждый из них проводит перед телевизором. Оказалось, что пятеро из ее одноклассников вообще не смотрят телевизор, 4 человека смотрят телевизор около четверти часа в день, 3 человека находятся у телевизора не более получаса, семь человек смотрят телевизор около одного часа в день, остальные же 12 человек проводят у телевизора по два часа в день и более. Используя данные сведения, ответьте на следующие вопросы:
Педагогические заметки:
Современное состояние специального образования в России
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государс ...
Элементы педагогической технологии
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в ...
Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...