Социальный педагог сегодня – одна из ключевых фигур в общеобразовательной школе, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.
Социальный педагог – «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)». Сегодня изменяется содержание образования, первостепенное значение приобретает воспитание ребенка, формирование его личности. Социальный педагог в этой связи становится одной из центральных фигур в общеобразовательном учреждении.
В различных странах существует два подхода к деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении :
– социальный педагог сотрудничает со школой;
– он является ее штатным работником.
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра. Создавать классы компенсирующего обучения.
Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровье сберегательную учебную деятельность.
Профилактика школьной дезадаптации – залог успешного обучения в школе. Проблема школьной дезадаптации является междисциплинарной областью взаимодействия в реадаптационном процессе, предметом внимания целого ряда специалистов, работающих в образовательном учреждении. И в этом смысле следует выработать, принять и руководствоваться простой парадигмой: нет главенствующего фактора в происхождении школьной дезадаптации, нет соответственно и специалиста, всегда и в первую очередь ответственного за ее происхождение или устранение; и лишь принятие равнозначности роли и ответственности различных специалистов в принципе с акцентированием роли и ответственности того или иного из них в каждом индивидуальном случае школьной дезадаптации и на каждом ее этапе может сделать продуктивной работу по ее профилактике и коррекции. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум на основе комплексного подхода осуществляет такое междисциплинарное взаимодействие. Организация взаимодействия специалистов различного профиля в процессе преодоления школьной дезадаптации в рамках школьного ПМПк строится исходя из этапов этого процесса: предварительная диагностика, первичная и углубленная диагностика, комплексная реабилитация и завершающий, собственно реадаптационный, этап. Под школьной дезадаптацией наиболее продуктивным необходимо понимать невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Исследования дезадаптированных групп детей и подростков (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский и др.) позволяют однозначно утверждать, что у истоков появления проблем дезадаптации в большинстве случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностью ребенка в основном виде деятельности – в учении.
Педагогические заметки:
Управление образовательными системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необ ...
Основные подходы к работе социального педагога по профилактике социально-психологической
дезадаптации младших подростков
Социальный педагог сегодня – одна из ключевых фигур в общеобразовательной школе, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку. Социальный педагог – «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных соц ...
Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...