Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Информация о педагогике » Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности » Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Страница 6

Более интересным, на наш взгляд, является различение эталонов в соответствии со структурными компонентами музыкальной культуры, выделенными сотрудниками лаборатории музыкального искусства художественного образования РАО под руководством Л.В. Школяр:

музыкальный опыт школьников (критерии - уровень общей осведомленности о музыке; наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений; мотивация обращения ребенка к той или иной музыке - что ребенок ищет в ней, чего ждет от нее);

музыкальная грамотность (критерии - степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки; наличие у ребенка способности "открывать себя" через музыку; степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящем за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание; степень ориентированности детей в музыкально-драматических процессах, в выразительных средствах, понимание их организаций в конкретном произведении в опоре на закономерности музыкального искусства);

музыкально-творческое развитие (критерии - какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации; как он действует сообразно выбранной роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирая формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.; насколько он оригинален и выразителен в своем смысле и формах его воплощения; насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности; самостоятельность творческого поиска) .

Содержательное оценивание педагога и одноклассников обеспечивает в совокупности с самооцениванием, самоанализом ученика успешное осуществление процесса самореализации, развивает его самокритичность, восприимчивость к другому мнению, способность к рефлексии. Все это позволяет субъектам самосовершенствоваться при помощи музыки.

Самое сложное для детей - это оценить свою работу, обнаружить ошибки и исправить их, таким образом, развивается самостоятельная оценочная активность. Способы самооценивания и рефлексии на уроках музыки могут реализовываться как в аспекте коллективной мыследеятельности, так и в ходе самонаблюдения, самоанализа, самокритики и т.д. (одной личности).

С нашей точки зрения, самооценка ученика должна предшествовать оценке педагога. Например:

Педагог: Саша, тебе понравилось твое исполнение? Все получилось, как ты хотел? Тебе хочется что-то изменить?

Ученик: У меня все получилось!

Педагог: Меня тоже порадовал твое пение, но мне бы хотелось, что бы ты более четко произносил слова, чтобы их смогли понять, даже те, кто не знает этой песни. Попробуй спеть активно.

Для оценивания и самооценивания следует выбирать такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество музыкальных звуков) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, выразительность исполнения).

Средством предъявления собственных достижений учащегося для их оценки является "Портфель достижений ученика", куда он собирает свои музыкальные достижения:

творческие работы: рисунки; иллюстрации к песне; иллюстрации к прослушанным произведениям;

лучшие работы: наградные листы; написание нот; медали; выполнение тестов, контрольных работ, кроссворды, викторины; грамоты за участие в конкурсах; сочиненные мелодии, песни; аудио записи с исполнением учащихся и др.

продукты учебно-познавательной деятельности ученика: самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников; доклады; сообщения; размышления об отобранных материалах и своем продвижении и прочее.

Результатом этой работы является выставка портфолио, где учащиеся могут продемонстрировать свои достижения. Главным условием считается добровольное участие в данной выставке. Задача учителя, на наш взгляд и состоит в создании условий, чтобы как можно больше детей захотели это сделать.

Наша практика показала, что формирование вышеперечисленных компонентов самореализации осуществляется более эффективно не только в рамках учебной работы на уроках музыки, но и во внеклассной работе с воспитанниками. При этом учащиеся в их стремлении к самореализации в музыкальной деятельности нуждаются не только в поддержке учителей, но и их родителей!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР
В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее к ...

Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Можно сформулировать и т ...

Организация форм работы с логическими задачами
Выше неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru