Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Информация о педагогике » Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности » Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Страница 3

Перечислим некоторые задания-формулировки минипроектов, успешно используемые нами:

сочинить характерный мотив марша, колыбельной (польки, вальса);

сложить музыкальным языком пословицу, поговорку, загадку или былину (такое задание необходимо при освоении детьми фольклора);

выполнить литературное оформление прослушанной музыки (например, фрагмент симфонической сюиты Э. Грига "Пер Гюнт" "В пещере горного короля") в форме поэтического текста или прозы.

Наиболее эффективными формами взаимодействия на учебно-тренировочном этапе оказалась работа в малых группах и индивидуальная работа. Учащиеся работали в парах или группах по 3-4 человека. Получив поставленную перед ними педагогом задачу, подростки самостоятельно искали пути ее решения. Такие проекты зачастую носили межпредметный характер, заставляя его участников привлекать интегрированные знания. Они научились работать с разными источниками информации (справочная и художественная литература, Интернет и т.д.). Имея определенный опыт участия в таких программах, группа подростков или один учащийся могли в дальнейшем уже самостоятельно выбрать тему проекта за пределами программного материала и создавать свою базу данных, определенный творческий продукт.

Как показало наблюдение, одними из действенных методов обучения, реализующими направленность на сформированность личностно-технологического компонента самореализации учащихся в музыкальной деятельности, оказались:

Методы, направленные на повышение уровня самопознания учеников:

метод осознания личностного смысла музыкального произведения (или интонационного смысла) (А. Пиличяускас) является способом постижения сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащегося. Эти два аспекта содержат в себе возможность быть средством самопознания личности. Необходимость создания своего художественного образа звучащей музыки естественно "провоцирует" старших школьников на размышления о месте человека среди людей, о личном нравственном мире. Вся сущность данного метода осознания личностного смысла музыки построена на общении. По мнению его автора, индивидуальность воспринятого художественного образа делает учащегося более активным, его не сковывает необходимость осознавать какую-то единственную и объективную суть произведения, якобы известную лишь композитору и педагогу. Учащимся становится интересно поделиться друг с другом результатами художественного познания. Метод осознания личностного смысла музыкального произведения может осуществляться только в атмосфере доверия и доброжелательности, как между самими учащимися, так и между ними и педагогом. Ведь выражение художественного переживания - это некая "духовная исповедь", вызывающая состояние волнения. Поэтому педагог должен стремиться раскрыть и свой духовный мир, определяя художественный образ и личностный смысл произведения. Этим он показывает пример искренности, а учащиеся видят один из возможных образцов художественного познания;

особый интерес для овладения учениками методами самопознания представляет опыт ведения "Дневника музыкальных впечатлений". Он может не только способствовать запоминанию музыкальных произведений и терминов, но и побуждать к постоянному и объективному оцениванию своей собственной деятельности, к рефлексивным процессам в широком понимании. Записи в дневниках будут неформальными, если на уроке создаются условия для понимания детьми важности такой работы, приобретается опыт ведения дневника (например, учитель вместе с детьми анализирует собственные чувства, переживания), ставятся проблемы, о которых ребята захотят размышлять и дома. При этом важен такт учителя, его трепетное отношение к мыслям и чувствам учеников, их хрупкому доверию.

Методы, направленные на повышение уровня активной самодеятельности подростков:

задания, основанные на сочетании репродуктивной и творческой деятельности (анализ фрагментов и целых музыкальных произведений, досочинить мелодические построения, сочинение мелодии на основе гармонического построения, составление и выполнение творческих задач на занятии, придумывание и разгадывание музыкальных ребусов, сочинение частушек);

музыкальные викторины, составление и разгадывание музыкальных кроссвордов;

метод проектов (с публичным анализом);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Анализ и интерпретация эмпирических данных
В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя. После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты: 1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» да ...

Детский фольклор как народная педагогика
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала ...

Диагностика эстетической готовности студентов педагогического ВУЗа
Экспериментальное исследование проводилось на базе Новосибирского Государственного Педагогического университета, в эксперименте приняли участие 15 человек, из них 9 девочек и 6 мальчиков, входящих в состав студенческой организации «Актив Института Физико-Математического и Информационно-Экономическо ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru