исследовательский метод (подбор, поиск и анализ литературных источников для "круглых столов" по заданным проблемам, исследование биографий композиторов);
методы, направленные на развитие музыкально-исполнительского самосознания, навыков исполнительской рефлексии и саморегуляции музыканта-исполнителя, вокалиста в процессе его самостоятельной работы:
метод устного исполнительского самоанализа и самооценки на основе сравнения собственного исполнения с известными образцами (исполнения выдающихся исполнителей), а также в ходе прослушивания и обсуждения аудиозаписи с собственной интерпретацией музыкального произведения;
метод самоконтроля на основе анализа соответствия музыкально-слуховых представлений звуковому результату;
методы саморегуляции психофизиологического состояния в период подготовки к выступлению и в концертной ситуации с помощью позитивного самонастроя, моделирования в условиях концертного исполнения.
Для эффективного формирования у учащихся умений самореализации нами широко использовались такие приемы и средства, как:
создание эстетических ситуаций и "погружение" в атмосферу эстетических ценностей (наполнение окружающей среды предметами-образами, предметами декоративно-прикладного искусства);
применение информационных аудио - и видео-технологий (просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, Интернет);
освоение, наряду с традиционными музыкальными знаниями, следующего "самообразовательного тезауруса": музыкальный стиль (исторический, национальный); индивидуальный стиль композитора-мастера; взаимосвязь серьезной и легкой музыки; место и значение музыки в театре и кино; музыка и средства массовой информации; лад, размер, фактура как базисные средства музыкального исполнения; литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии; домашняя фонотека и видеотека и др.
Например, одной из современных технологий, используемой нами на уроках музыки является метод проектов, в основе которого лежит умение учащегося ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проектную деятельность, с нашей точки зрения, можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях на уроках музыки в 6-8 классах ученики используют хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями. Сложности возникают в компьютерном оформлении. На помощь приходят ученики, увлечённые компьютерными технологиями и учителя информатики.
Так, на уроке музыки в 8 классе мы предложили учащимся исследовать проблему "Может ли быть современной классическая музыка?" Ученики, с одной стороны, использовали знания, полученные на уроках четверти, а с другой, применяли интегрированные знания, умения из творческих областей. Проектные задания зачастую заканчивались компьютерными презентациями, которые позволили учащимся более наглядно представить иллюстративный материал к уроку, творческие работы учителя и учащихся, помогли учителю накопить базу данных.
Мы предоставили учащимся следующий алгоритм работы с презентациями:
1. Разбиться на творческие группы по интересам.
2. Выбрать лидера-организатора и распределить обязанности.
3. Получение задания. Поиск и сбор информации.
4. Коллективная работа: сортировка информации.
5. Консультация и редактирование информации с учителем.
6. Защита презентации.
Для учителя алгоритм работы с презентациями представляет собой другую последовательность:
1. Выбор темы по изученному разделу.
2. Постановка целей и задач перед учащимися.
3. Знакомство с источниками информации.
4. Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер.
5. Оценка творческой презентации.
В процессе использования нами информационных коммуникационных технологий на уроке музыки дети постигали и осваивали закономерности музыкального языка, учились осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширило кругозор учащихся, раздвинуло горизонты их исполнительской деятельности, дало возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.
Действительно, данная форма организации обучения позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке творческого проекта. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса. Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности детей при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем самообразовательной активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества с педагогом.
Педагогические заметки:
Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего
дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях. По данной теме изучен опыт работы О. Сухининой, воспитателя детского сада №1667 ГУВД г. Москва. Дошкольное учреждение ...
Управление образовательными системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необ ...
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возра ...