Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Информация о педагогике » Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности » Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Страница 1

В соответствии с выявленными особенностями осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных форм и методов при организации педагогических условий, описанных нами в разделе II.1.

Рассмотрим их практическую реализацию более детально на примере анализа собственного опыта работы в МОУ "СОШ № 3" г. Балашова.

Формирование мотивационно-целевого компонента самореализации характеризуется созданием педагогических условий для формирования мотивационной установки учащихся на включение самореализации в музыкальной деятельности в систему личностных ценностей. Мы выяснили, что по мере включения субъектов в определенный вид музыкальной деятельности, мотивы изменяются и обогащаются, а также детализируются при переходе на следующий уровень самореализации. В соответствии с этим нами были поставлены следующие задачи:

способствовать необходимой базовой теоретической и музыкально-слуховой подготовке детей для предстоящей творческой деятельности;

стимулировать потребность в познании, потреблении и воспроизведении музыкальных ценностей;

ориентировать мотивационные установки учащихся на самореализацию в музыкальной деятельности;

побуждать к постановке личностной цели - самореализации в музыкальной деятельности, самоопределению в виде музыкально-практической деятельности.

Для создания благоприятного мотивационного фона для взаимодействия учащихся и педагогов нами широко использовались игровые ситуации, способствующие формированию интереса к музыкальной деятельности: музыкальные конкурсы и викторины, составление и разгадывание музыкальных кроссвордов.

Для стимулирования положительного отношения учащихся к самореализации в музыкальной деятельности педагогом составлялись карты интересов и диагностика самоопределения; изучались и оценивались их музыкальные способности и творческие возможности; производилась коррекция учебной программы в соответствии с уровнем общего развития и ожиданий детей; организовывалась соответствующая предметно-практическая деятельность; анализировались результаты активизации данного компонента самореализации и определялись перспективы ее дальнейшего развертывания.

Таким образом, педагогическими средствами стимулирования мотивации обучаемых к самореализации в музыкальной деятельности явились: свободный выбор музыкально-практической деятельности, "заражение потребностями", краткосрочные творческие планы, побуждение к музыкальной деятельности, поощрение, убеждение с элементами внушения и создание ситуаций, стимулирующих осознание воспитанником себя как субъекта деятельности и выход за репродуктивный уровень.

Однако наша школьная практика показала, что эффективным является сочетание руководства педагога и взаимовлияние подростков. Ведь для общеобразовательного пространства характерно наличие в классе детей с неодинаковым уровнем возможностей и имеющих различные потребности и мотивы. Мы проследили образование в классах (или в творческом кружке) особых микро-групп, образованных по принципу знакомства, симпатии. В такой "микро-цепочке" обычно выделялся неформальный лидер, был общий интерес и цель (научиться хорошо петь) и установившееся взаимовлияние друг на друга. Следовательно, такая изначально самоорганизованная микро-группа, привлекая своим позитивным влиянием остальных детей, способствовала формированию дружного детского коллектива, имеющего одну цель - музыкально-творческое самоопределение.

По результатам педагогического наблюдения мы сделали вывод, что дружеское общение, развившееся взаимовлияние и взаимостимулирование подростков, основанное на ответственности друг за друга, заинтересованности детей в творческих результатах, способствовало их самореализации в мотивационно-целевом аспекте и свободному общению со сверстниками и взрослыми.

В ходе учебной работы над формированием мотивационно-целевого компонента самореализации учащихся наиболее эффективными методами взаимодействия педагога и воспитанников оказались:

познавательные (лекции-беседы, учебно-познавательные игры, определение близкой и средней перспективы, выступающих в роли побудителей самореализации учащихся через формирование интереса к музыкально-творческой деятельности);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Творческий студенческий коллектив как объект исследования
Творческий студенческий коллектив в учебной и внеучебной деятельности выступает основным объектом воспитательной работы педагога. Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе форм ...

Содержание понятия "самоконтроль поведения"
Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция&q ...

Эмпирическое исследование эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе было проведено педагогическое тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет. Всего было исследовано 24 ребенка в возрасте 7-8 лет с умственной отсталостью. Исследования ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru