эмоциональные:
метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса ;
метод эмоционального воздействия направлен на развитие способности "проживания" музыки, ее настроения и предполагает создание установки на эмоционально-духовное общение с искусством, достижение резонанса в восприятии музыки;
достоинство стимулирующих методов заключается в создании ситуации успеха для обучаемых, особенно необходимой в тех случаях, когда воспитанники проявляют старание в выполнении задания, но испытывают затруднения. Положительная оценка и поощрение педагога помогают создать обстановку раскованности, особенно необходимую для творчества;
интерес к музыке зависит и от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у учащихся вызвало интерес сообщение педагога о том, что В. Моцарт, будучи трехлетним ребенком, уже сочинял свои первые произведения.
метод проблемного изложения.
Например, применение нами на музыкальных занятиях в 7 классе проблемно-поискового метода способствовало развитию мотивации к музыкальной деятельности, активизации познавательной деятельности подростков, нацеливая их на размышление, а не пассивное "потребление" музыкальных ценностей. Создание проблемных ситуаций на занятиях повлияло на стремление учащихся к самостоятельности и содействовало развитию их музыкальных интересов. Знание современных эстрадных направлений, исполнителей дало многим подросткам возможность завоевать авторитет, почувствовать себя более взрослым. Поэтому, например, проведение занятия в форме дискуссии на тему "Нужна ли нам классическая музыка?" вызвало споры.
В соответствии с личностно-технологическим компонентом самореализации учащихся педагогом решались следующие задачи:
активизация самопознания учащимися своих музыкальных возможностей;
постижение механизма овладения самоорганизационными умениями (формирование и развитие умений планирования способов своей самореализации в музыкальной деятельности, вырабатывание навыков самовоспитательной и учебной деятельности);
углубление знаний и накопление музыкального опыта для участия в музыкально-творческой деятельности.
Исходя из этого, деятельность педагога включала: оказание помощи подростку в познании себя, своих возможностей, в усвоении средств достижения целей и выполнения творческих проектов; формирование у воспитанников умений и навыков выбора достойных способов самореализации в музыкальной деятельности; разработка и реализация творческих заданий.
Это позволило учащимся открывать новые возможности и осваивать систему ведущих знаний по выбранному виду музыкальной деятельности. При этом опыт самоопределения обучающихся, разработки и осуществления ими планов и творческих проектов, индивидуальный темп освоения учебно-образовательной программы, разная степень выраженности самореализации предопределили разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий. При этом индивидуальная образовательная траектория музыкально одаренных, способных и не способных к пению, музицированию учащихся существенно отличались, что привело к использованию для каждой учебной группы и каждого ребенка в отдельности индивидуальных педагогических методов и средств.
Одним из стимулов, способствующих движению учащихся от внешне заданной к внутренне мотивированной музыкальной деятельности и запуску процесса самостимулирования, его переходу от репродуктивно-подражательной к поисково-исполнительской деятельности является совместная выработка более сложных творческих проектов.
Например, мы предложили учащимся старших классов следующий мини-проект: дать предварительно разученному вокально-хоровому произведению собственную исполнительскую трактовку, а затем провести музыкальный конкурс "Лучший исполнитель", в процессе которого будет осуществляться оценка каждого из проектов. Использование такого музыкально-игрового момента стимулировало интерес учащихся к творческой деятельности, обогатило их опыт проектирования способов и средств деятельности, способствовало дальнейшему учению.
Педагогические заметки:
Профессиональный отбор учащихся
“Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности” В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность чел ...
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности
будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...
Педагогика: круг изучаемых явлений, связь с другими науками
Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей. Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффек ...