Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности

Информация о педагогике » Театр как средство эстетического воспитания студентов » Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности

Страница 1

Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности.

Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъективно-эстетическое (эстетическое сознание); обширная и многогранная сфера искусства.

Сущностные особенности "эстетического" во многом проявляются в соотношении с понятием "художественное" ("красота" и "искусство"). Наиболее часто встречается формула: "Художественное есть высшее проявление эстетического".

Исследователи выявляют три уровня, на которых происходит "встреча" эстетического и художественного: уровень сознания; уровень практической деятельности; уровень восприятия.

Наиболее тесно взаимодействуют художественное и эстетическое на уровне восприятия произведений искусства. Эстетическое восприятие действует и за пределами искусства, а художественное способствует усвоению духовной информации в пространстве намеренно созданных человеком выразительных форм.

Существеннейшая особенность художественного восприятия состоит в том, что оно включает в себя момент сотворчества, личностно-интерпретированное воссоздание воспринимаемых образов. С этой точки зрения справедливо утверждение К.С.Станиславского, что существуют не только талантливые актеры, но и талантливые зрители .

Подобное понимание эстетического как выразительного во многом раскрывает механизмы образовательного воздействия искусства, истоки которых обнаруживаются в глубокой древности. Так, одним из центральных понятий античной эстетики, важность которого отмечали Геродот, Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель, является калокагатия. Калокагатия (от греч. callos - прекрасный и agathos - хороший, нравственно совершенный) – понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего мира, которая является условием красоты человека. Аристотель высоко ценил искусство, так как считал, что оно облагораживает человека и дает ему знания. Он определял эстетические качества предметов, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений, и считал обязательными для произведений искусства целостность, ясность, соответствие формы содержанию.

Одним из наиболее ярких компонентов влияния театра на молодое поколение является эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание - это специфический вид общественно-значимой деятельности осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому воспитанию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания.

Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения учащихся, студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг, эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности. Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий эт ...

Психолого-педагогические основы обучения
В рамках рассматриваемой проблемы так же представляется актуальным рассмотреть психолого-педагогические аспекты обучения для создания электронного учебного пособия. Одним из достоинств электронных средств обучения и, в частности, электронных учебных пособий, относят индивидуальный темп обучения. Ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru