Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности.
Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъективно-эстетическое (эстетическое сознание); обширная и многогранная сфера искусства.
Сущностные особенности "эстетического" во многом проявляются в соотношении с понятием "художественное" ("красота" и "искусство"). Наиболее часто встречается формула: "Художественное есть высшее проявление эстетического".
Исследователи выявляют три уровня, на которых происходит "встреча" эстетического и художественного: уровень сознания; уровень практической деятельности; уровень восприятия.
Наиболее тесно взаимодействуют художественное и эстетическое на уровне восприятия произведений искусства. Эстетическое восприятие действует и за пределами искусства, а художественное способствует усвоению духовной информации в пространстве намеренно созданных человеком выразительных форм.
Существеннейшая особенность художественного восприятия состоит в том, что оно включает в себя момент сотворчества, личностно-интерпретированное воссоздание воспринимаемых образов. С этой точки зрения справедливо утверждение К.С.Станиславского, что существуют не только талантливые актеры, но и талантливые зрители .
Подобное понимание эстетического как выразительного во многом раскрывает механизмы образовательного воздействия искусства, истоки которых обнаруживаются в глубокой древности. Так, одним из центральных понятий античной эстетики, важность которого отмечали Геродот, Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель, является калокагатия. Калокагатия (от греч. callos - прекрасный и agathos - хороший, нравственно совершенный) – понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего мира, которая является условием красоты человека. Аристотель высоко ценил искусство, так как считал, что оно облагораживает человека и дает ему знания. Он определял эстетические качества предметов, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений, и считал обязательными для произведений искусства целостность, ясность, соответствие формы содержанию.
Одним из наиболее ярких компонентов влияния театра на молодое поколение является эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание - это специфический вид общественно-значимой деятельности осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому воспитанию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.
Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания.
Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения учащихся, студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг, эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья.
Педагогические заметки:
Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных
системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...
Конспектирование и составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора. Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов: извлечение авторских тезисов из текста; формул ...
Из истории использования
искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...