Несомненно, что творческая активность личности, являясь высшей формой реализации человеком себя, в большей мере способствует развитию его возможностей и творческого потенциала, обеспечивает реконструкцию значимой для него деятельности и преобразование действительности.
Таким образом, для самореализации учащегося в музыкальной деятельности характерна активность в осуществлении творческих замыслов, актуализирующая его способности и позволяющая объективно (на уровне продуктов деятельности) и субъективно (на уровне удовлетворенности) быть успешным в музыкальной деятельности.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что содержательный потенциал музыкальной культуры может быть использован в процессе самореализации очень продуктивно, но лишь учащимся, имеющим потребность быть активным во всех видах музыкальной деятельности (информационном, практическом, творческом), а также обладающим развитыми самопознанием, самоопределением, умениями самопроектирования, самоорганизации, рефлексии.
Использование структуры самореализации в контексте музыкальной деятельности позволяет представить следующие составляющие процесса:
мотивационно-целевой компонент предполагает активизацию потребности в самореализации, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности, и постановку самореализации в музыкальной деятельности в качестве личностно значимой цели;
содержание личностно-технологического компонента направлено на инициацию самопознания учащимся своих возможностей для участия в музыкальной деятельности, самостоятельное проектирование подростком способов индивидуальной музыкальной деятельности и реализацию умений самоорганизации музыкальной деятельности: самовоспитания и учения;
результативно-оценочный компонент включает рефлексию и самоанализ учащегося объективных и субъективных результатов самореализации, осознание новых творческих возможностей и потребностей, дающих возможность дальнейшего самосовершенствования в музыкальной деятельности.
Потребность в самореализации учащегося проявляется в стремлении реализовать свои творческие возможности в музыкальной деятельности.
Музыкальное самоопределение - личностно-проблемный процесс постоянно осуществляемого выбора учащимся предметно-практической деятельности, направления музыкально-творческой деятельности, а в перспективе и определения личностно-профессионального развития.
Целевой элемент проявляется в осознании музыкально-творческой самореализации как личностной ценности, определяющей индивидуальный смысл деятельности: чего я хочу.
Музыкальное самопознание учащегося представляет собой процесс изучения (анализ, самооценку) своих личностных качеств и музыкально-творческих возможностей в процессе учебной музыкальной деятельности: что я могу.
Самопроектирование способов музыкальной деятельности - выбор необходимых средств для претворения цели в жизнь, конкретизируется при ответе на поставленные ребенком вопросы: что я должен сделать и каким образом, чтобы быть успешным в музыкальной деятельности, чего мне не хватает для этого.
Музыкальное самовоспитание - формирование и совершенствование детьми своих положительных качеств (воли, работоспособности), преодоление отрицательных черт.
Педагогические заметки:
Обучение как сотворчество учителя и ученика
	 Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредован ...
	
Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
	 Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с  ...
	
Конспектирование и составление тезисов
	 Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора. Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов: извлечение авторских тезисов из текста; формул ...