Несомненно, что творческая активность личности, являясь высшей формой реализации человеком себя, в большей мере способствует развитию его возможностей и творческого потенциала, обеспечивает реконструкцию значимой для него деятельности и преобразование действительности.
Таким образом, для самореализации учащегося в музыкальной деятельности характерна активность в осуществлении творческих замыслов, актуализирующая его способности и позволяющая объективно (на уровне продуктов деятельности) и субъективно (на уровне удовлетворенности) быть успешным в музыкальной деятельности.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что содержательный потенциал музыкальной культуры может быть использован в процессе самореализации очень продуктивно, но лишь учащимся, имеющим потребность быть активным во всех видах музыкальной деятельности (информационном, практическом, творческом), а также обладающим развитыми самопознанием, самоопределением, умениями самопроектирования, самоорганизации, рефлексии.
Использование структуры самореализации в контексте музыкальной деятельности позволяет представить следующие составляющие процесса:
мотивационно-целевой компонент предполагает активизацию потребности в самореализации, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности, и постановку самореализации в музыкальной деятельности в качестве личностно значимой цели;
содержание личностно-технологического компонента направлено на инициацию самопознания учащимся своих возможностей для участия в музыкальной деятельности, самостоятельное проектирование подростком способов индивидуальной музыкальной деятельности и реализацию умений самоорганизации музыкальной деятельности: самовоспитания и учения;
результативно-оценочный компонент включает рефлексию и самоанализ учащегося объективных и субъективных результатов самореализации, осознание новых творческих возможностей и потребностей, дающих возможность дальнейшего самосовершенствования в музыкальной деятельности.
Потребность в самореализации учащегося проявляется в стремлении реализовать свои творческие возможности в музыкальной деятельности.
Музыкальное самоопределение - личностно-проблемный процесс постоянно осуществляемого выбора учащимся предметно-практической деятельности, направления музыкально-творческой деятельности, а в перспективе и определения личностно-профессионального развития.
Целевой элемент проявляется в осознании музыкально-творческой самореализации как личностной ценности, определяющей индивидуальный смысл деятельности: чего я хочу.
Музыкальное самопознание учащегося представляет собой процесс изучения (анализ, самооценку) своих личностных качеств и музыкально-творческих возможностей в процессе учебной музыкальной деятельности: что я могу.
Самопроектирование способов музыкальной деятельности - выбор необходимых средств для претворения цели в жизнь, конкретизируется при ответе на поставленные ребенком вопросы: что я должен сделать и каким образом, чтобы быть успешным в музыкальной деятельности, чего мне не хватает для этого.
Музыкальное самовоспитание - формирование и совершенствование детьми своих положительных качеств (воли, работоспособности), преодоление отрицательных черт.
Педагогические заметки:
Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с
нарушениями интеллекта
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. ...
Работа над сочинением-рассуждением в старших классах
Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работ ...
Характеристика современного урока русского языка
Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучаю ...