Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Информация о педагогике » Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности » Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Страница 1

Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности.

Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретической модели самореализующейся личности учащегося Т.Н. Розовой, состоящую из двух блоков. Первый блок представляет собой структурные компоненты: гносеологический, аксеологический, коммуникативный, творческий и психофизический; второй блок - это качественные показатели самореализации (развитая потребность в активно-деятельном отношении к себе и к миру; максимальная реализация потенциала в основных сферах жизнедеятельности; творческая активность; сформированные самоуправляющие механизмы (направленность, потребности, "Я-концепция"); открытость к переменам и восприятию нового опыта; способность к самостоятельному и ответственному выбору в разных жизненных ситуациях; выраженные коммуникативные качества).

Н.Б. Крылова выходит на обоснование внутренних механизмов саморазвития личности в современном социокультурном пространстве через системное исследование вопросов развития личности. Самореализация выделяется ею как отдельный функциональный блок в саморазвитии. По мнению Н.Б. Крыловой, в содержимое самореализации входят следующие компоненты: самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях. В исследованиях автора самореализация представляется как процесс, связанный целостным образом с другими "само"-процессами: самопознанием, самоорганизацией, самоопределением и т.д., для которых системообразующим процессом выступает саморазвитие .

Важным для нас является исследование Г.К. Чернявской, выделяющая три основных блока процесса внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный блок (самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценка, самомодель); поведенческий блок (самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие) и его средства - само-принуждение, самоопределение, самовнушение, самоприказ, самонаказание; регулятивный блок (самоконтроль, самодисциплина, саморегуляция) .

Н.И. Полубабкина, исходя из структуры деятельности, включающей мотивационный и операционный аспекты, предлагает свою модель самореализации из трех подсистем: стратегически-смысловая (ценностные представления и устремления личности, ее цели, мотивы, намерения); побудительная (потребности, интересы, склонности); исполнительская (задатки, способности, знания, навыки и умения) .

М.А. Недашковская наделяет процесс самореализации индивида особым комплексом личностных функций, образующие факторы индивидуальной атрибуции: когнитивные (самосознание, самопознание, самоопределение); управленческие (самооценка, самоконтроль, саморегуляция); комплексные (самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие).

Продолжая исследование проблемы, А.А. Идинов включает в процесс самореализации, развертывающийся посредством свободной деятельности, следующие стадии: актуализация или становление (вычленение образа "Я", социализация, индивидуализация, потребность, цель, интерес, воля); развертывание или напряжение (самопознание, самосознание, самоцель, самомодель, самовыбор, самооценку, самоконтроль, самоанализ); разрешение или снятие (саморазвитие, самоосуществление). Итогом самореализации автор определяет самоутверждение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
В наши дни часто приходится слышать высказывания, что «дети нынче пошли невыносимые, а вот в наше время» . Причем многие обвиняют в этом телевизор. Проблема суицида среди подростков – виноват телевизор . Дети жестокие, дерутся – опять виноват телевизор . Чего только ни приходится слышать в адрес со ...

Его сущность, функции, методы и приёмы проведения
Одним из видов контроля является тематический контроль. Тематический контроль – это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы. Функции тематического контроля следующие: Ø систематизировать и обобщить материал всей темы; Ø путём повторения и проверки знаний п ...

Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов
Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru