Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Информация о педагогике » Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности » Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Страница 3

По мнению ученого, субъект музыкальной деятельности, обладая сознанием как предпосылкой музыкально-эстетического отношения, развитой мотивацией, сенсорной культурой и воображением, музыкально-слуховыми и музыкально-эстетическими способностями, тезаурусом, оживляет все систему музыкальной деятельности, формирует продукт музыкальной деятельности и самого себя.

Анализ литературы показал, что музыкальное мышление в качестве процесса познания собственной души инициируется музыкальным произведением, которое во время своего звучания "погружается" в личность, в ее внутренний мир, где и разворачиваются все психологические события. По окончании звучания эти события, происшедшие в нем, человек естественно связывает с прозвучавшей музыкой. В то же время, музыкальное произведение само является результатом деятельности, в процессе которой происходит преобразование в самом создателе, его способностях, знаниях, устремлениях.

В работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского и ряда других педагогов музыкальная деятельность определена как продуктивная сторона музыкальной активности личности.

Изучая особенности музыкальной деятельности, Б.В. Асафьев выделил три ее вида: композиторскую, исполнительную, слушательскую, в которых проявляется музыкальная активность личности. Предложенная ученым схема (композитор - исполнитель - слушатель) представляет собой триединство процессов сочинения музыки композитором, воспроизведения её исполнителем и восприятия слушателем.

В современной трактовке Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской описанные Б.В. Асафьевым виды музыкальной деятельности учащихся определяются как музыкальное информирование, музыкально-практическое участие и творчество.

Информационный вид музыкальной деятельности направлен на освоение учащимися музыкальной культуры общества, индивидуальное постижение образцов музыкального искусства разнообразных форм и жанров, теоретических знаний об особенностях музыкального искусства и т.д. Осуществлению самореализации учащихся способствует ориентирование их на подлинные ценности музыкального искусства с учетом возрастных особенностей, склонностей и многообразия их вкусовых предпочтений.

Практический вид музыкальной деятельности направлен на развитие музыкальной активности личности, музыкального слуха, проявляющегося во владении умениями и навыками вокально-хорового исполнительства для передачи и воплощения музыкального образа. Этот вид деятельности направлен на развитие у учащихся способностей к практической реализации знаний, приобретенных в процессе музыкального информирования и сочетает в себе репродуктивные и творческие действия субъекта.

Творческий вид музыкальной деятельности, направленный на творческую самореализацию личности, развитие музыкального опыта, музыкальных способностей, основан на усвоении субъектом определенных музыкально-практических умений, поиска оригинальных способов воплощения музыкально-художественного замысла и т.д.

Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование
Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. В настоящее врем ...

Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»
Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах. В главе 1 (пу ...

Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru