Обучение как сотворчество учителя и ученика

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Обучение как сотворчество учителя и ученика

Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обу­чения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функциониро­вать только в результате тесного взаимодействия с обу­чаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но, в какой бы форме это взаимодействие ни вы­ступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он вы­ступает при условии, когда деятельность учащихся обеспе­чивается, организуется и контролируется учителем, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразова­нию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. На практике процесс обучения реализуется:

— в отборе, систематизации, структурировании учите­лем учебной информации (в проекте обучения) и предъявлении ее учащимся в педагогической действительности;

— в восприятии, осознании и овладении этой информаци­ей и методами работы с нею учащимися;

— в организации в целостном педагогическом процессе рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого ученика по овладению системой зна­ний и методов оперирования ими в учебной и производствен­ной работе.

Важнейшими составляющими учения как деятель­ности являются ее содержание и форма. Содержание дея­тельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, дей­ствительность, чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-че­ловеческая, субъективная познавательная практика. В дея­тельности обучающегося отражается предметный матери­альный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой дея­тельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических по­требностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом дея­тельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результа­та деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

Важнейшими качествами этой деятельности являются са­мостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее со­става должна включать в себя содержательный, операцион­ный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по ре­шению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последова­тельность осуществления деятельности: анализ задачи; при­нятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, не­обходимых для ее решения; составление плана решения зада­чи; практическое ее осуществление; контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Педагогические заметки:

Планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду
Рисование "Городецкие узоры" Цель занятия. Познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, расширять представление о художественных особенностях городецкой росписи. Развивать эстетическое ...

Социально-профессиональная адаптация молодежи
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и ...

Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление старших дошкольников занятий ритмопластикой
Целью программы своего формирующего эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние ритмопластики на личностное становление старших дошкольников на занятиях в ДОУ. Задачами программы психотренинга Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», стоит: - развитие двигательны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru