Обучение как сотворчество учителя и ученика

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Обучение как сотворчество учителя и ученика

Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обу­чения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функциониро­вать только в результате тесного взаимодействия с обу­чаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но, в какой бы форме это взаимодействие ни вы­ступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он вы­ступает при условии, когда деятельность учащихся обеспе­чивается, организуется и контролируется учителем, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразова­нию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. На практике процесс обучения реализуется:

— в отборе, систематизации, структурировании учите­лем учебной информации (в проекте обучения) и предъявлении ее учащимся в педагогической действительности;

— в восприятии, осознании и овладении этой информаци­ей и методами работы с нею учащимися;

— в организации в целостном педагогическом процессе рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого ученика по овладению системой зна­ний и методов оперирования ими в учебной и производствен­ной работе.

Важнейшими составляющими учения как деятель­ности являются ее содержание и форма. Содержание дея­тельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, дей­ствительность, чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-че­ловеческая, субъективная познавательная практика. В дея­тельности обучающегося отражается предметный матери­альный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой дея­тельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических по­требностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом дея­тельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результа­та деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

Важнейшими качествами этой деятельности являются са­мостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее со­става должна включать в себя содержательный, операцион­ный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по ре­шению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последова­тельность осуществления деятельности: анализ задачи; при­нятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, не­обходимых для ее решения; составление плана решения зада­чи; практическое ее осуществление; контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Педагогические заметки:

Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»
Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий. Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопл ...

Анализ изменений коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника после его участия в театрально-художественной деятельности
Далее в нашей курсовой работе мы провели сравнительный анализ результатов диагностики (до проведения коррекционной работы и после). По результатам этого анализа можно проследить положительное влияние театрально- художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности ребенка ...

Используемые программы и методики по театрально-художественной деятельности для развития коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника
После проведения диагностики в качестве коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника в нашем исследовании была выбрана театрально- художественная деятельность. Для работы нами также были подобраны ряд программ и методик по театральной деятельно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru