Обучение как сотворчество учителя и ученика

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Обучение как сотворчество учителя и ученика

Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обу­чения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функциониро­вать только в результате тесного взаимодействия с обу­чаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но, в какой бы форме это взаимодействие ни вы­ступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он вы­ступает при условии, когда деятельность учащихся обеспе­чивается, организуется и контролируется учителем, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразова­нию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. На практике процесс обучения реализуется:

— в отборе, систематизации, структурировании учите­лем учебной информации (в проекте обучения) и предъявлении ее учащимся в педагогической действительности;

— в восприятии, осознании и овладении этой информаци­ей и методами работы с нею учащимися;

— в организации в целостном педагогическом процессе рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого ученика по овладению системой зна­ний и методов оперирования ими в учебной и производствен­ной работе.

Важнейшими составляющими учения как деятель­ности являются ее содержание и форма. Содержание дея­тельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, дей­ствительность, чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-че­ловеческая, субъективная познавательная практика. В дея­тельности обучающегося отражается предметный матери­альный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой дея­тельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических по­требностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом дея­тельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результа­та деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

Важнейшими качествами этой деятельности являются са­мостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее со­става должна включать в себя содержательный, операцион­ный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по ре­шению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последова­тельность осуществления деятельности: анализ задачи; при­нятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, не­обходимых для ее решения; составление плана решения зада­чи; практическое ее осуществление; контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Педагогические заметки:

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
Способность выделять существенное Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, за ...

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство обучения
Чтение является и целью, и средством обучения ино­странному языку. В учебном процессе следует четко раз­личать эти его две функции, так как она определяют мето­дическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися уме­нием читать на иностранном языке является одной из прак ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru