Несомненно, что музыкальная деятельность в единстве ее художественной и эстетической сторон в любых своих формах (исполнение, восприятие, сочинение) является творческой, т.к лежащее в ее основе музыкальное восприятие является не пассивным созерцанием художественного содержания и его интерпретацией, а интеллектуально-эмоциональной переработкой услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением воспринимающего.
Подтверждение этому положению мы находим в трудах таких музыковедов, как: Л.В. Горюнова, Н.И. Киященко, И.А. Малахова, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, И.А. Хвостова, утверждающих, что творческий характер заложен в самой природе музицирования, а взаимодействие объективного и субъективного факторов в процессе исполнения музыки обеспечивает сотворческую связь с композиторским произведением.
Очевидно, что осуществление самореализации в музыкальном искусстве предполагает преобладание эмоциональных факторов музыкальной деятельности. Но нельзя не учитывать рациональные элементы в осуществлении отдельных видов музыкальной деятельности.
Так, самопознание (рефлексия) музыканта-исполнителя заключается в постоянном анализе и оценке уровня своего профессионального развития, что строится на обращении к авторским указаниям, образцам исполнения выдающихся музыкантов. Объектами самоанализа являются отдельные исполнительские элементы и исполнение в целом; параметрами - уровень владения исполнительскими навыками, отражение стилевых черт произведения и традиций исполнительской школы; критериями оценки - достижение высокохудожественного уровня исполнения.
Творческая сущность музыкального исполнительства, проявляющаяся в интерпретации музыкального произведения и позволяющая проявить свою индивидуальность, фантазию в трактовке художественного образа, требует точной передачи авторского замысла и соблюдения стилевых традиций. Исполнительство как "вторичное" творчество, соавторство исполнителя и композитора сочетает в себе субъективное (связанное с личностью исполнителя) и объективное (передаваемое через авторский текст) начала, что соответствует теоретическим положениям самореализации.
Таким образом, для создания индивидуального творческого пути важным является творческое самосознание, проявляющееся в исполнительской самостоятельности, активной личностной позиции, музыкально-просветительской установке, и индивидуальные психологические и физиологические особенности музыканта-исполнителя.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Исследуя особенности детского творчества, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон рассматривали творческую деятельность детей как основной двигатель творческого саморазвития.
В музыкальной педагогике Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Л.Н. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский при изучении детского творчества использовали различные термины - детское музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование, но все они единодушны в том, что творчество является средством музыкального образования и имеет воспитательную ценность.
Педагогические заметки:
Психолого-педагогические исследования по проблемам формирования речевых
навыков на уроках иностранного языка
Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языком. Я.М. Колкер в работе «Практическая методика обучения иностранному языку» останавливается подробно на следую ...
Соблюдение условий приемов самовоспитания
Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “не взятую крепо ...
Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...