Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Информация о педагогике » Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности » Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Страница 4

Несомненно, что музыкальная деятельность в единстве ее художественной и эстетической сторон в любых своих формах (исполнение, восприятие, сочинение) является творческой, т.к лежащее в ее основе музыкальное восприятие является не пассивным созерцанием художественного содержания и его интерпретацией, а интеллектуально-эмоциональной переработкой услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением воспринимающего.

Подтверждение этому положению мы находим в трудах таких музыковедов, как: Л.В. Горюнова, Н.И. Киященко, И.А. Малахова, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, И.А. Хвостова, утверждающих, что творческий характер заложен в самой природе музицирования, а взаимодействие объективного и субъективного факторов в процессе исполнения музыки обеспечивает сотворческую связь с композиторским произведением.

Очевидно, что осуществление самореализации в музыкальном искусстве предполагает преобладание эмоциональных факторов музыкальной деятельности. Но нельзя не учитывать рациональные элементы в осуществлении отдельных видов музыкальной деятельности.

Так, самопознание (рефлексия) музыканта-исполнителя заключается в постоянном анализе и оценке уровня своего профессионального развития, что строится на обращении к авторским указаниям, образцам исполнения выдающихся музыкантов. Объектами самоанализа являются отдельные исполнительские элементы и исполнение в целом; параметрами - уровень владения исполнительскими навыками, отражение стилевых черт произведения и традиций исполнительской школы; критериями оценки - достижение высокохудожественного уровня исполнения.

Творческая сущность музыкального исполнительства, проявляющаяся в интерпретации музыкального произведения и позволяющая проявить свою индивидуальность, фантазию в трактовке художественного образа, требует точной передачи авторского замысла и соблюдения стилевых традиций. Исполнительство как "вторичное" творчество, соавторство исполнителя и композитора сочетает в себе субъективное (связанное с личностью исполнителя) и объективное (передаваемое через авторский текст) начала, что соответствует теоретическим положениям самореализации.

Таким образом, для создания индивидуального творческого пути важным является творческое самосознание, проявляющееся в исполнительской самостоятельности, активной личностной позиции, музыкально-просветительской установке, и индивидуальные психологические и физиологические особенности музыканта-исполнителя.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Исследуя особенности детского творчества, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон рассматривали творческую деятельность детей как основной двигатель творческого саморазвития.

В музыкальной педагогике Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Л.Н. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский при изучении детского творчества использовали различные термины - детское музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование, но все они единодушны в том, что творчество является средством музыкального образования и имеет воспитательную ценность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Особенности физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет
Физическое развитие и двигательные способности у УО детей находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движе ...

Движущие силы и механизм самовоспитания
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природ ...

Из истории изучения рассуждения в научно-методической литературе
Вопрос о рассуждении в лингводидактической литературе является довольно спорным. Условно в его изучении можно выделить четыре основных периода. 1-й период - середина XVIII - начало XIX века. Этот период характеризуется становлением и развитием проблемы рассуждения под влиянием филологических трудов ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru