Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
Элементы развивающей предметной среды.
Элементы РПС |
Функциональная роль |
Формы и методы работы |
Экологическая комната (класс) |
Обучающая, релаксационная |
Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы |
Лаборатория |
Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие |
Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения |
Живой уголок |
Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам |
Наблюдение, уход за растениями, животными |
Зимний сад |
Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами |
Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения |
Библиотека |
Познавательная, формирование интереса к чтению |
Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов |
Экологическая тропинка |
Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой |
Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа |
Огород, сад |
Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения |
Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности |
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) |
Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы |
Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников |
Музей, картинная галерея |
Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая |
Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ |
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия |
Эколого-эстетическая, эмоциональная |
Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам |
Театральная студия |
Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках |
Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала |
Музыкальный зал |
Эколого-эстетическая |
Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы |
Физкультурный зал |
Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие |
Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки |
Бассейн |
Оздоровительная, игровая, познавательная |
Занятия (преимущественно по блоку "Вода", "Животные"), экологические праздники |
Коридоры, холлы |
Познавательная, развивающая, эстетическая |
Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п. |
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) |
Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач |
Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы |
Кабинет труда (ручного, художественного) |
Воспитание трудолюбия, развитие фантазии |
Изготовление поделок из природного и бросового материала, оборудования для занятий, спектаклей |
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) |
Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы |
Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ |
Фитобар |
Оздоровительная, познавательная, релаксационная |
Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур |
Педагогические заметки:
Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного
возраста
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразн ...
Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся
При контроле используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью
), проектиро ...
Основные подходы к работе социального педагога по профилактике социально-психологической
дезадаптации младших подростков
Социальный педагог сегодня – одна из ключевых фигур в общеобразовательной школе, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку. Социальный педагог – «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных соц ...