Сущность патриотического воспитания

Страница 1

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".

В отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющегося как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее".

А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная". Также он говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А.Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у подрастающего поколения стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя патриотизм как "благородную любовь народа к своему Отечеству", В.А.Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А.Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм.

И.Ф.Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина. Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. Но, как пишет А.В.Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи".

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...

Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР
В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее к ...

Работа учащихся с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника
Одну из важнейших ролей преподавания истории и развития мыслительной деятельности, играют такие пособия как атлас и карта. Исторические атласы и карты содержат большое количество разнообразных сведений, такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы зависимости государств ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru